Некоторые типичные педагогические ошибки и как их исправить

Mistake

Помню досадный случай, когда в разгар урока в моей голове что-то переклинило, и я назвал ученика, которого я прекрасно знал, совершенно другим именем. На лице ученика я заметил смешанное чувство удивления и обиды. А мне было очень стыдно. Несмотря на то, что я перевёл это недоразумение в шутку, чуть ли не в розыгрыш, моё мысленное самобичевание продолжалось очень долго.

А потом как-то отпустило. Я понял, что должны научиться быть более снисходительными не только к другим, но и к себе. Мы все ошибаемся, но это гораздо лучше, чем намеренно причинять кому-то боль. Да, мы-учителя. Но не стоит забывать, что мы — не сверхчеловеки, не идеальны. Мы тоже можем совершать ошибки. И всё же, есть определённые ошибки, которые мы совершаем снова и снова, часто не осознавая этого. И этих ошибок следует избегать. 

Речь идёт о тех ошибках, которые можно назвать педагогическим браком. В этой статье хочется поговорить именно таких ошибках и тех мерах, которые нужно принять, чтобы не допускать их.

не спешите или закон пяти секунд

таймер

Иногда мы оказываем медвежью услугу ученикам, когда хотим быть им максимально  полезными. Например, когда мы обращаемся к ученику с просьбой ответить на вопрос, а он при ответе начинает запинаться, останавливаться, задумываться. Мы часто сразу же стремимся помочь ему: подсказываем, продолжаем незаконченное предложение.

Если бы мы дали этому ученику  ещё несколько минут, даже секунд, чтобы собраться с мыслями, мы бы получили больше удовлетворения от результатов.

Ученик должен иметь некоторое время для размышлений, мысленной обработки информации, прежде чем говорить.

Если мы будем торопить ученика, то в результате получим или вызубренную из учебника фразу, или мало значащий невразумительный ответ.

Чтобы предотвратить эту ошибку, мы можем использовать две запланированных паузы ожидания. Во время первого ожидания мысленно посчитайте медленно до пяти, чтобы дать ученику (или ученикам) сосредоточиться, подготовить свой устный ответ. После того, как ученик высказался, мы снова медленно считаем в уме до пяти, чтобы убедиться, развивает ли ученик только что высказанную идею. Пять секунд могут показаться не очень много, но это драгоценное время важно для создания более комфортных условий для  саморазвития ученика.

ограничение личной информации

infa

Нам, учителям, необходимо стараться никогда не переступать черту профессионализма, но это не значит, что мы должны полностью скрывать свою личную жизнь. Может быть, трудно найти грань между слишком большим количеством информации о себе и недостаточным. Но если мы вообще не будем делиться ничем, наши ученики не увидят в нас людей. И иногда злые шутки и анекдоты об учителях будут идентифицироваться и лично с вами.

Чтобы убедиться, что мы уравновешиваем наше учительское «Я» с нашим человеческим, мы можем включить некоторые яркие воспоминания из нашей жизни в процесс урока. К примеру, воспоминания ваших старших родственников о Великой Отечественной войне. Или какой-то анекдотический случай, произошедший с вами в ученические годы, когда вы изучали именно эту тему.

Вставляя личные биты информации в содержание урока, мы должны заранее подумать о том, как наша личная жизнь взаимодействует с нашей учительской идентичностью. Помню, одна из моих коллег очень часто на уроках вспоминала свою бабушку: что она говорила, что она ей рассказывала. Было ощущение, что она незримо присутствовала рядом с учительницей, даже подменяла её. Безусловно, стоит взвесить, найти разумный баланс между слишком большим или слишком малым.

не стоит браться за всё

перегрузка

Многие из нас ежедневно просыпаются с ощущением бремени учительской ответственности на плечах. Каждый день учителя заполнен огромным количеством задач — от наблюдения за учениками на переменах, во внеурочное время и, естественно во время занятий. Мы часто сокрушаемся на перегрузки и нехватку времени, чтобы выполнить всё это. Иногда даже появляется чувство деградации или отставания. Нет времени для профессионального роста.

Между тем, многие учителя прививают в учениках и их родителях понимание того, что обучение — это общая ответственность. Конечно, трудно представить, что ученики  смогут учиться без нашего постоянного руководства, но они могут взять на себя некоторые задачи, которые не требуют квалифицированного профессионального внимания. Например, во время перемены ученики могут взять на себя функции дежурных по коридору, следя за тем, чтобы все ученики, вышли из класса и пошли во двор, а не бежали обратно в здание. В старших классах ученики могут помочь поддерживать порядок в классе, подготовить необходимое оборудование к занятиям. Такая помощь не только облегчает наш труд. Это помогает ученикам почувствовать чувство общей ответственности в классе, не говоря уже о гордости за доверие, которое мы проявляем к ним.

Юмор Даёт Обратный Эффект

юмор

Я до сих помню своего учителя, на уроках которого мы всегда ждали каких-то шуток, анекдотов и даже фокусов. Даже тогда многие из нас чувствовали чрезмерность и неуместность таких шуточных отступлений. Привнесение чувства юмора в обучение может быть замечательной вещью, но только до определённой степени. Если наш учебный арсенал в значительной степени опирается на комедию, мы рискуем либо оттолкнуть, либо обидеть тех учеников, которые не разделяют наше чувство юмора.

Мы должны тщательно выбирать те шутки, которые хотим озвучить. Прежде всего, не должно быть места в классе сарказму, так как язвительная насмешка, высшая степень иронии, как правило, слишком тяжела в изложении и может быть спутана учениками  с жестокостью. Мы должны осознавать, что многие популярные среди взрослых шутки  будут восприняты учениками вовсе не так, как мы их воспринимаем.

Требуется продуманный, осознанный подход, чтобы наш юмор передавался ученикам. Следует обратить внимание на реакции учеников. На уместность шуток. Безусловно, шутки должны быть привязаны к учебному материалу. К примеру, на уроках истории я рассказывал некоторые анекдотические случаи, происходящие с историческими личностями. Как правило, они помогали более ёмко оценивать ту или иную неоднозначную личность.

____________________________________________________________________

Конечно, мы можем представить себе ситуацию, что никогда не совершим ничего плохого или неловкого, но это всего лишь несбыточная мечта. Вместо того, чтобы бояться своих ошибок, мы должны принять их. В конце концов, они дают нам возможность «отряхнуться», сделать выводы и в следующий раз не ошибиться. Наша последовательность и умение признавать свои ошибки послужат хорошим примером для учеников. Обучение — это невероятно сложный процесс, и мы становимся каждый раз чуточку лучше, когда занимаемся честной саморефлексией. Всё это будет способствовать нашему профессиональному росту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.