Навигация мультимедийного урока

compasКак-то присутствовал на мультимедийном уроке географии. Учительница замечательно и продуктивно провела урок, играючи переходила от одного учебного эпизода к другому. Мы договорились с ней о размещении урока в Интернете.

Однако я вдруг обратил внимание, что появились серьезные проблемы в представлении урока. Сценарное описание и особенно само мультимедийное сопровождение не было «прозрачным». В отличие от автора урока любому другому учителю становилось непонятным, как перейти к другому учебному эпизоду, как будут предъявляться учебные задачи.

Налицо было пренебрежение навигацией мультимедийного урока.

НАВИГАЦИЯ (лат. navigatio, от navigo — плыву на судне),

наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение оптимального маршрута (траектории), определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объекта. В навигации используют астрономические, радиотехнические и другие методы.

Можно быть уверенным, что даже сам автор такого урока, вернувшись к нему через некоторое время, ощутит определённые затруднения в его проведении, так как все свои «задумки», «секреты» забудутся и станут тайной даже для самого создателя.

Это очень важный, существенный компонент мультимедийного урока, который может обеспечить и удобство управления уроком, и многоуровневый подход в обучении,  и вариативность, и, в конечном счёте, технологичность всего урока.

Учитель должен обеспечить себе максимальный комфорт в управлении занятием: возможность в любой момент быстро перейти к любому учебному эпизоду, при необходимости вернуться к уже пройденному.

На любом уроке могут возникнуть неожиданные новые условия, которые вынуждают учителя оперативно перестроить урок, проводить его не так, как планировалось.

К этим «форс-мажорным» обстоятельствам учителю также необходимо быть готовым.

Отсюда вполне логично, если учитель составит на одном из слайдов (как правило, на первом) меню (перечень учебных эпизодов) мультимедийного урока, то есть предусмотрит возможность с помощью гиперссылок перехода к необходимому учебному эпизоду.

Гиперссылка [hyperlink] — слово или изображение в электронном документе, содержащие ссылку на другие файлы или части документа, на которые можно перейти щелчком «мыши» по гиперссылке… Словарь по информатике. М., 2004)

Это позволяет превратить мультимедийную разработку в своеобразный гибкий модуль по определённой теме. В зависимости от конкретной ситуации учитель может выстраивать различную последовательность учебных эпизодов, предъявлять учащимся разноуровневые задания, провести дидактическую игру и т.д.

Достаточно одного щелчка мыши и учитель может обратиться к электронной энциклопедии, виртуальному опыту, документу, школьной медиатеке, сайту в Интернете и т.д. Продуманная навигация при необходимости поможет и ученикам самостоятельно выбирать посильные для себя учебные задания.

В качестве меню может выступить обыкновенный план урока с чётко обозначенными пунктами. В данном случае учитель предусматривает переход к каждому выделенному пункту плана и возможность возврата к исходному.

Более сложной навигация может быть при создании мультимедийных дидактических игр. Эта сложность заключается как в более разветвлённой иерархии гиперссылок, соответствующих различным тематическим направлениям, так и в более образном представлении объектов гиперссылок.

Одна из наиболее распространённых дидактических игр – стилизованная телевизионная «Своя игра». Её легко создать даже делающему первые шаги в использовании мультимедиа учителю.

своя 2В одном из номеров журнала «Начальная школа» я нашёл замечательную разработку двух учителей из Санкт-Петербурга И.Л. Логиновой и С.В. Светловой. Игра была создана в «бумажном варианте». Но сделать из неё мультимедийный вариант не составило труда.

Своя игра. Дидактическая игра для младших школьников.

своя играИгра приобрела совершенно другую динамику, стала ещё более привлекательной. Очень важно учителю технически доработать в дидактической игре навигацию таким образом, чтобы использованные задания «исчезали» или менялись в цвете.

В таком случае и учитель избавит себя от необходимости на бумажке вычеркивать заданное, и ученики не будут выбирать уже озвученные вопросы.

Таким образом, умелая организация навигации поможет учителю  сконструировать авторскую технологию гипертекста – «особой нелинейной формы организации, представления и усвоения текстового материала» (Извозчиков В.А, Тумалева Е.А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект XXI». М., 2002. С. 42).

Однако в отличие от авторов цитируемой брошюры я хочу напомнить более широкое трактование текста как единицы общения, «информационного массива, в котором заданы и поддерживаются ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами, понятиями, терминами или разделами…» (Першиков В.И.,  Савенков В.М. Толковый словарь по информатике. М., 1984).

После решения учебной задачи необходимо снова вернуться в меню. Для этого достаточно установить в удобном и заметном участке экрана кнопку «домой»  или другой понятный для всех объект. Если учитель вводит эту и другие кнопки управления, то в начале разработки обязателен лаконичный комментарий по каждой из них.

Весьма удобно, если на кнопках управления будут слова-команды: «возврат в меню», «правильный ответ» и т.п. Об этом особенно важно помнить, если мы привлекаем к работе учащихся.

Таким образом, качественная навигация мультимедийного урока прямым образом влияет на качество обратной связи.

Гиперссылками могут выступать при необходимости и рисунки. Главное, чтобы условия были вполне понятны учащимся и учителям, которые будут в дальнейшем пользоваться вашей разработкой.

К примеру, в качестве меню может выступать интерактивная карта (географическая, историческая, маршрут игры), на которой каждый из объектов является гиперссылкой. Щелчок по такому объекту означает переход к другому заданию или получение при необходимости ответа на поставленный вопрос.

Использование гиперссылок требует более высокой технической подготовки учителя, но зато придаёт его урокам больший динамизм и возможность выстраивания различных траекторий в ходе урока.

Качество навигации определяется не только быстрой «угадываемостью», но и ещё рядом других условий.

  • На всех слайдах навигация должна быть одинаковой и располагаться в одном и том же месте.
  • Гиперссылка должна быть заметной, чтобы её можно было сразу найти. Визуально она должна отличаться от другого текста, видеоряда. Исходя из этого, категорически не рекомендуется в тексте использовать подчеркивания, чтобы не было путаницы с гиперссылками.
  • Формулировки гиперссылок или их визуальные аналоги должны быть лаконичными.
  • Скорость перехода. Если вы предусматриваете переход по гиперссылке к другому документу, презентации, видео- или аудиофайлу, позаботьтесь о том, чтобы их загрузка осуществлялась без проблем, не «подвисала» и, в конечном итоге, не повлияла на качество занятия

Качественная навигация мультимедийного урока поможет вам не терять нити управления классом, сохранить высокий темп урока. Это особенно важно, когда вы обращаетесь н уроке к интерактивной доске. Необходимо подготовиться так, чтобы не было необходимости постоянно бегать к компьютеру, а использовать интерактивную доску как большой планшет.

Комментарии к “Навигация мультимедийного урока

  1. Гончарова Анна Анатольевна говорит:

    Уважаемый Георгий Осипович! Хочется попробовать со своими ребятами создать пластилиновый мультфильм! Подскажите, какие программы лучше использовать для монтажа фотографий!
    С благодарностью, Гончарова Анна Анатольевна.

    • georgii говорит:

      Уважаемая Анна Анатольевна! Думаю, Вам более квалифицированную консультацию окажет руководитель детской Студии мультфильмов Смирнов Роман Вячеславович. Я связался с ним. Он даст, надеюсь, исчерпывающий ответ.
      С уважением Георгий Осипович.

  2. Роман Смирнов говорит:

    Уважаемая Анна Анатольевна!
    Если Вам необходима консультация или конкретная информация по созданию анимационной студии сообщите мне по телефон — 89094467477 или напишите на email:
    roman-sm1@yandex.ru

Добавить комментарий для Гончарова Анна Анатольевна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.