Научите учащихся сетевому этикету. Полезные советы

png-clipart-student-teacher-learning-educational-technology-online-and-offline-working-today-s-computer-network-hand

Как известно, сетевой этикет — это правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Сетевой этикет — это цифровой эквивалент традиционного этикета. Это своего рода кодекс правильного поведения, применяемый к общению в виртуальных онлайн-пространствах. Этот кодекс продиктован правилами здравого смысла (манерами) и социальными соглашениями. Каждый учитель, использующий цифровые технологии со своими учениками, обязательно должен создать своего рода Кодекс сетевого этикета для своего класса.

Вы встретите в Интернете много Памяток, посвящённых сетевому этикету. Но я хочу заострить внимание именно на специфике сетевого этикета учащихся во время онлайн дискуссий, совместной работы на  онлайн досках и веб-форумах.

В Кодексе должны быть четко сформулированы общие принципы и правила, лежащие в основе правильного и ответственного использования онлайн-коммуникативных пространств. Понимание специфики сетевого этикета является необходимым условием для эффективного онлайн общения.

В отличие от личного общения лицом к лицу, где совокупность мимики и жестов дополняют вербальные взаимодействия, онлайн-общение, особенно текстовые формы общения, более подвержены недоразумениям и неправильному истолкованию.

И, к сожалению, в силу своих возрастных особенностей, наши дети не всегда это понимают.

152300

Фигуры речи, такие как сарказм и ирония, могут легко иметь неприятные последствия и создавать обратные значения, потому что текст сам по себе обычно не передаёт всю коммуникативную силу слов. Когда мы говорим, наши жесты и выражения тела дают важные сигналы для резервного копирования предполагаемых значений, которые мы стремимся передать через наше словесное сообщение, что фактически невозможно, когда мы набираем текст на клавиатуре.

emoji

Конечно, вездесущие смайлики могут повысить выразительность письменных сообщений, но эти символические существа никогда не смогут заменить работу по общению, выполняемую языком тела, поэтому чрезвычайно важны правила сетевого этикета. Тем более частое использование смайликов приводит к тому, что ученик не может чётко сформулировать свои мысли, его записи фрагментарны и не всегда понятны. Поэтому сразу стоит договориться ещё на берегу о правилах использования смайликов.

Как набор правил поведения, сетевой этикет регулирует онлайн общение и помогает ученикам взаимодействовать, высказывать своё мнение, обсуждать, сотрудничать и учиться вместе в уважительной и целенаправленной учебной среде, где сотрудничество и разнообразие приветствуются.

Поскольку такие правила являются социальными нормами, правила сетевого этикета чувствительны к культуре, и то, что работает в данном контексте, может не обязательно работать в другом. При написании правил сетевого этикета учителям необходимо учитывать культурные и социальные  особенности, в том числе региональные и национальные, что немаловажно для нашей большой страны.

Тем не менее, эти правила ни в коем случае не зависят от контекста и поэтому служат ориентирами для вежливого и уважительного взаимодействия в онлайн-пространстве.

Например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», задавая вопросы, учитывать разговорные обороты, воздерживаться от издевательств и не проявлять озлобленность по отношению к другим, признавать разнообразие мнений и т.д. Для молодой ученической аудитории свойственны радикализм, зачастую неприятие чужого мнения, не обоснованная самоуверенность.

Я представляю данные рекомендации, основанные на примере совместной работы с онлайн досками. Между тем, эти правила сетевого этикета действительны и для любого другого виртуального пространства, а не только для дискуссионных досок.

Правила сетевого этикета

1.Прежде чем публиковать свой вопрос на дискуссионной доске, проверьте, задал ли тот же вопрос кто-нибудь другой и уже получил ответ. В том числе не повторяйте ту тему обсуждения, которая уже закрыта и по ней уже было принято совместное решение. Для того, чтобы вернуться к старой теме, должны быть веские аргументы. 

2. Оставайтесь в теме – не публикуйте неуместные ссылки, комментарии, высказывания или фотографии.

3. Не вводите ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ! Это выглядит агрессивно. Если вы это сделаете, это будет выглядеть так, как будто вы кричите.

4. Не пишите ничего, что выглядит сердито или саркастично, даже в шутку, потому что, не слыша ваш голос, ваши сверстники могут не понять, что вы шутите.

5. Не забывайте говорить Пожалуйста и Спасибо при обращении за помощью к своим одноклассникам.

6. Уважайте мнения своих одноклассников. Если вы чувствуете необходимость не согласиться, сделайте это с уважением, подтвердите с определёнными аргументами вашего одноклассника. Признайте, что другие тоже имеют право иметь собственную точку зрения на этот вопрос.

7. Если вы отвечаете на вопрос одноклассника, убедитесь, что ваш ответ точен! Если вы не уверены на 100%, не угадывайте! В противном случае вы можете ввести в заблуждение одноклассников, и они потратят много времени на то, чтобы убедиться, что в конечном счёте вы неправы.

8. Если вы задаёте вопрос, и получили много ответов от товарищей, суммируйте все ответы и напишите  резюме, чтобы ученики после вашей рутинной работы могли быстро разобраться в объективности наиболее верных ответов.

9. Будьте кратки. Если вы пишете пространный «опус» в ответ на простой вопрос, вряд ли кто-то потратит время, чтобы прочитать всё это.

10. Не ругайте других и не называйте их глупыми. Вы можете не соглашаться с их идеями, но не издевайтесь над человеком.

11. Если вы ссылаетесь на то, что ваш одноклассник сказал ранее в обсуждении, процитируйте всего несколько ключевых строк в своём сообщении, чтобы другим не пришлось возвращаться и выяснять, на чьё высказывание вы ссылаетесь.

12. Прежде чем задавать вопрос, проверьте часто задаваемые вопросы класса или найдите его в Интернете, чтобы увидеть, очевиден ли ответ и легко ли его найти.

13. Проверьте самые последние комментарии, прежде чем отвечать на старый комментарий, поскольку проблема, возможно, уже решена или, наоборот мнения ваших товарищей уже изменились.

14. Будьте снисходительны. Если ваш одноклассник совершает ошибку, не обижайте его или её за это. Просто отпустите ситуацию – это случается с каждым из нас. И ваш товарищ будет благодарен за это и не потеряет интерес к взаимодействию.

15. Запустите проверку орфографии и грамматики, прежде чем публиковать что-либо на дискуссионной доске. Это займёт всего минуту и покажет разницу между заявлением невежды и заявлением знающего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.