Мультимедийные технологии могут стать оружием глупости

Современные информационные технологии помогают каждому учителю быстрее овладевать новыми для него методиками и приемами педагогической техники и медиадидактики, использовать готовые программные продукты или создавать собственные.

Однако на деле с горечью приходится констатировать, что зачастую вдумчивое освоение нового дидактического инструментария уступает место поспешности и верхоглядству.

Это легко объяснимо. Несколько десятилетий назад  каждая из новых публикаций, посвященная дидактике, становилась целым событием. Эти книги зачитывались педагогами до дыр. Учитель, не торопясь, «примерял» на себя описываемые новинки.

Совершенно другая картина сегодня. И публикаций много, и готовых мультимедийных пособий, и возможности учителю самому «творить», вооружившись одной из программ презентаций или найдя необходимую информацию или даже готовую разработку в Интернете. Одного учителю не катастрофически не хватает: ВРЕМЕНИ для того, чтобы остановиться, оглянуться: а правильно ли я делаю?

Количество педагогического мультимедийного «ширпотреба» в Интернете растет в геометрической прогрессии.

Между тем, учитель все больше понимает, что научиться вставлять медиа-объекты в свою разработку и использовать какие-то эффекты анимации, крайне недостаточно.

Среди учёных все чаще и чаще ставится вопрос о необходимости создания учебников по «компьютерной» или «информационной педагогике» (И. В. Роберт).

Нельзя сказать, что подобная литература не появляется. Однако абсолютное большинство публикаций носят или теоретический или общедидактический характер, не отвечая на главный вопрос учителя: КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? Какими инструментами сделать информационные технологии эффективными?

pobediteli.previewВ нашей стране, часто параллельно проводится сразу несколько конкурсов мультимедийных уроков, учительских проектов. Многие регионы организовали свои мультимедийные состязания. Каюсь, и я три года организовывал такого рода конкурсы в Краснодарском крае, состоял и состою в составе экспертных советов, жюри аналогичных состязаний федерального уровня.

Поток работ растёт. К сожалению, часто авторы разработок даже невнимательно знакомятся с условиями, критериями конкурсов, но торопятся участвовать, получить заветные сертификаты участников для «учительских портфолио».

Между тем, ведущие медиа-компании «Кирилл и Мефодий», «Новый Диск», «1С» и другие стали выпускать мультимедийные пособия нового поколения, привязанные к учебному процессу.

Они все сложнее по своей структуре, охватывают все виды учебной деятельности. Ряд федеральных образовательных порталов размещают уникальные цифровые интерактивные образовательные ресурсы. Нельзя сказать, что все они очень известны рядовому учителю.

Редко какой директор школы рискнет вместо нового компьютера приобрести комплект электронных обучающих программ.

Многие лицензионные обучающие программы, модули нуждаются в серьезном методическом сопровождении, буквально поурочном описании. На мой взгляд, конкурсы мультимедийных уроков  необходимы не только и не столько на основе доморощенных мультимедийных презентаций, а на основе имеющихся электронных учебных пособий.

Фото заимствовано по ссылке

Комментарии к “Мультимедийные технологии могут стать оружием глупости

  1. Маргарита говорит:

    Георгий Осипович! Согласна с Вами, так как тоже приходилось работать в жюри конкурсов «Мультимедийных уроков». Скорее это конкурсы самих презентаций, не более.

    Маргарита Куликова. Краснодар.

  2. Олег говорит:

    Наверно из-за того что учителя заставляют иногда без его желания участвовать в таких конкурсах для получения того или иного сертификата и происходит такое. Поставили во главу угла бумажку , вот и получили …..

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.