Мифы о проектном обучении

mifyproekt

Четыре с лишним года назад Дидактор писал о серьёзной проблеме в нашем образовании. Статья называлась категорично и, возможно, даже вызывающе: «Как оградить детей от проектной деятельности?»   На самом деле я, как практик, приветствую эту замечательную технологию и не раз её применял. Однако не стоит отбрасывать возникающие проблемы, которые поднимались в той давней статье. В том числе и возникающие неправильные представления о проектном обучении и даже мифы. Каковы наиболее распространенные мифы о проектном обучении? Иными словами, что мы неправильно понимаем и делаем. Что мешает проектному обучению полностью реализовать свой потенциал?

Очень многие образовательные технологии замечательно прописаны на теоретическом, методологическом уровне. Трудности всегда возникают во время их внедрения. Это и неготовность, непонимание или искажённое представление технологии некоторых учителей-практиков. Отсутствие или недостаточность дидактических инструментов, заточенных на конкретную технологию. Неготовность администраторов школ пойти навстречу учителю в планировании и организации учебного процесса, без чего внедрение технологии обречено на неудачу.

Подобные и ряд других вопросов возникают и у учителей, внедряющих проектное обучение.

В данном видео я преследовал две цели.

Представить мифы о проектном обучении, а также программу для создания видеоскрайбинга VideoSckribe.

Итак. наиболее распространённые мифы о проектном обучении.

Миф 1.

Проектное обучение — это работа учеников над проектами

Одним из наиболее распространённых мифов о проектном обучении является то, что проектная деятельность учеников приравнивается к деятельности учащихся, обучающихся через работу над проектами.

Безусловно, мало вероятно, что ученики могут выполнять проекты, ничего не изучая. Проектное обучение лишь подчёркивает необходимость приобретения новых знаний, необходимых для реализации проекта.

Но акцент должен быть сделан именно на проекте, а не на обучении.

 

Миф 2.

учитель — разработчик проектов

Безусловно, учитель активно участвует в проектной деятельности учащихся. Они помогают в конкретизации целей и задач, определении контрольных точек, инструментов реализации и многого другого. В идеале учителя и ученики работают вместе, при поддержке соответствующих экспертов, специалистов, различных организаций, родителей. Учитель руководить процессом обучения в течение длительного времени. Но очень важно, чтобы ученики видели себя на этом пути, сами искали решение проблем, определяли цели.

Миф 3.

Проектное обучение несовместимо с федеральными стандартами

Стремление во что бы то ни стало получить хорошие результаты на государственных экзаменах приводит к тому, что выбирается такой подход к обучению, который ставит  контрольные цифры, имеющиеся демонстрационные версии и предыдущие ЕГЭ в центр учебного процесса.

Если вы собираетесь всерьёз сосредоточиться на выполнении требований образовательных стандартов, проектное обучение покажется вам неэффективным, и, скорее всего, с этим можно согласиться.  Однако если вы заинтересованы в развитии своих учеников, обретении ими навыков исследования, проектного мышления, самостоятельного познавательного поиска, тогда проектное обучение может быть достойно вашего внимания и самой высокой профессиональной оценки.

Безусловно, представляется сложным совместить ФГОС и проектное обучение. И тут учителю, руководителям школ есть над чем задуматься.

Миф 4.

проектное обучение несовместимо с другими формами и методами обучения

Это один из наиболее спорных мифов о проектном обучении, главным образом потому, что такой подход может отбить охоту у учителей использовать его вообще.

Ни в коем случае нельзя противопоставлять проектное обучение другим образовательным технологиям. Главная цель — работа над проектом. Для этого на определённых этапах можно эффективно использовать и технологию критического мышления, модульного обучения и ряд других.

 Миф 5.

Учителя всегда должны оценивать проект

Конечно, вы, как учитель, можете оценить проект, зафиксировать его завершение какими-то баллами. Прежде всего, в том случае, если вы считаете, что ученик выиграет от оценки конечного продукта (проекта). Он с нетерпением ждёт вашей оценки.

Между тем, бывает достаточно устной или письменной обратной связи, без выставления оценки. Если это имеет больше смысла, сделайте так.

Часто бывает гораздо важнее экспертная оценка проекта специалистом. Воспользуйтесь таким вариантом.

Миф 6.

ученики «учатся меньше» в проектном обучении

Это зависит от тех результатов, которых вы добиваетесь.  От того, как вы определяете обучение вообще. Насколько вы готовы смотреть на свою школу или класс как на своего рода исследовательскую лабораторию, которая показывает результаты проектно-исследовательской деятельности.

Если после проектной деятельности мы видим крайне отрицательные результаты в знаниях учащихся, это означает, что такое обучение абсурдно.

Важен процесс обучения, а не только предполагаемые исследования, которые иногда совершенно оторваны от школьной программы.

Миф 7.

Проектное обучение требует больших затрат

Любая образовательная технология — это, прежде всего, организация учебого процесса. На это, как правило, не требуется никаких финансовых затрат.

Миф 8.

Проектное обучение — менее «строгое», чем традиционное обучение

Напротив, работая над проектом, вам легче приучить учеников к исполнительской дисциплине, к овладению необходимыми знаниями, без которых невозможна дальнейшая работа над проектом.

 

Миф 9.

Проектное обучение усложняет управление классом

Если в обычном режиме у нас было плохое управление классом, то, конечно, проектная деятельность только усугубит проблему.

Но если дети приучены к организации, к организованному взаимодействию, работа над проектом не составит труда. И вы всегда сможете эффективно управлять классом.

Часто на плохое управление классом влияет отсутствие чёткого плана работы, плохое распределение ролей участников проекта.

Миф 10.

Проектное обучение не является «исследовательским»

Это ещё один ложный миф. Разумеется, нам нужны хорошие темы исследований. Иногда мы встречаемся с ученическими исследованиями, которые не имеют никакого отношения к современным проблемам, в то время как ощущается недостаток исследований по многим направлениям в ряде научных областей. Работа над такими темами важна, но все подобные проекты, как правило, по мнению учёных мужей, страдают недостаточностью «исследовательской базы».

И здесь важно подготовить собственные исследования, связанные со школой, нашей местностью, и пригласить экспертов для помощи.

Миф 11.

Ученики должны предать гласности свои проекты

Этот миф о проектно-исследовательском обучении не очень проблематичен, потому что в целом в нём есть рациональное зерно.

Защита проектов, их публикация, безусловно важны. Это во многом способствует социализации учащихся, развитию их коммуникативных навыков и многому другому.

Между тем, стоит учитывать вопросы конфиденциальности, безопасности детей. Иногда следует считаться с личностью ребёнка, его комплексами.  Иногда полезно сосредоточиться на самом ученике, его потребностях, на тех результатах, которых он достиг в ходе проектного обучения, а не на какой-то внешней бутафории, которая часто присутствует при защите проектов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.