Методики и технологии обучения: индивидуальные и групповые. В чём разница?

raznye

Комментарий учителя-репетитора из Франции Хилолы Грандметр на странице Проекты заставил вновь задуматься над проблемой о различных методиках обучения

  • отдельного ученика (репетиторство, наставничество, надомничество);
  • небольшой группы (малокомплектная школа, работа с микрогруппами);
  • целого класса.

Вполне очевидно, что эти методики отличаются по силе воздействия, качеству обратной связи, времени персонального общения.

Ничего удивительного, что учитель-репетитор, как правило, может добиться больших результатов в обучении одного подопечного.

Репетитору, наставнику легче организовать доверительное педагогическое общение.

lola2

Вместе с учеником мы подбираем методику в зависимости от его потребностей, интересов и склада ума. Поскольку я ненавижу насилие в любом виде, я пытаюсь подстроиться к каждому ученику (я даю индивидуальные уроки). Считаю своей главной целью заразить человека любовью к языку и по возможности открыть в нём самом способность обучаться легко и радостно.

Хилола Грандметр, филолог, Марсель, Франция

Каким может быть учитель-репетитор?

1.  Учитель-теоретик.

Он может слабо знать методику, но может увлечь своего подопечного глубокими знаниями своего предмета, фанатичной преданностью выбранной области науки.

2. Учитель-организатор.

Такой учитель тщательно подбирает методики обучения, ориентируясь на личность ученика. Выявляет слабые стороны, пробелы в знаниях учащегося.

Иногда можно даже не знать самого предмета обучения.

Помню, как мой сын получил тройку по химии за год. Вместо жалоб о незаслуженной оценке мы решили с ним как следует подготовиться к экзамену.

Разумеется, я — гуманитарий, химию знал слабо. Но просто помог сыну организовать свое самообучение. Сидел с учебником, сопровождал, проверял его. В итоге — настолько блестящий ответ на экзамене, что учительница пригласила меня в школу и извинилась за необъективную оценку.

Безусловно, чаще мы видим учителя-репетитора, сочетающего в себе эти два типа. Налицо преимущество в получении обратной связи, оперативного контроля за усвоением новых знаний.

Как приблизиться к ученику в условиях классно-урочной системы?

Появившаяся классно-урочная система стала гениальным изобретением Я.А. Коменского в условиях массового образования. Но учителю в школе катастрофически не хватает личного общения с учеником. Зона доверительного общения, по сравнению с работой учителя-репетитора, не такая устойчивая.

Этого легче достичь в малокомплектной школе при должной организации обучения. К сожалению, методики работы в таких условиях прописаны недостаточно.

Несколько лет назад видел по телевидению образец бездарной работы учителя в малокомплектной школе. Хотя сюжет был о положительном примере малокомплектной школе. В классе сидело четыре ученика. Двое из них — дети учительницы.

Она называла всех детей по фамилиям, поднимала при опросе, вызывала к доске для устного ответа. Большей частью времени стояла у доски. Было полное ощущение, что между учителем и детьми стоит стеклянная стена.

Учитель в классе должен искать такие методы, технологии, которые позволяют получить больше времени общения с каждым учащимся. Модульно-редуктивное обучение меня привлекло, прежде всего, потому, что удалось существенно изменить зону доверительного педагогического общения.

У меня появилась возможность подойти к каждому ученику, помочь ему организовать свою самостоятельную работу. Направить его.

А может иногда использовать такой подход в воспитательных целях: пожурить, похвалить и даже поинтересоваться личными проблемами. Иногда нескольких слов достаточно, чтобы взбередить душу ученика, окрылить его.

Конечно, это несравнимо меньше, чем в условиях индивидуальной работы.

Между тем, мы не должны забывать об особенностях организации обучения в условиях классно-урочной системы.

type_1_7803_uchitel_250

Чем больше группа учащихся, тем жестче должен быть РЕГЛАМЕНТ.

На всю жизнь запомнил хороший урок управления большой массой людей в армии, в которой мне довелось служить офицером в течение семи лет.

Перед столовой выстроился полк, около 1000 голодных солдат. Обычно дежурный по полку отдавал чёткие команды «в колонну по одному, по-ротно». Но в этот раз дежурным был старый майор-замполит батальона, которому захотелось предстать «добрым отцом-командиром».

— Ну что, ребята, проголодались?

— Да-а-а!

— Ну, заходите!

За одно мгновение полк превратился в неуправляемую толпу, которая рванула в столовую и снесла все на своем пути.

Без соблюдения учениками определённых правил, выполнения оговоренных обязательств нельзя организовать эффективное обучение.

Количество обучаемых тоже имеет значение.

Даже учителя начальной школы видят ощутимую разницу между обучением класса в 25 и 40 учеников.

Между прочим, совсем недавно в кабинетах  Министерства образования и науки гуляли бредовые идеи о значительном увеличении количества учеников в классах.

Возможность увеличения времени педагогического общения возрастает при организации в классе работы учебных микрогрупп. Учитель получает возможность кратковременного общения с 4-6 учениками.

В условиях работы с большой группой учащихся  образовательные технологии более приемлемы, нежели при работе с одним учеником.

Конечно, это отнюдь не означает других форм работы. Если учитель обладает даром эмоционального воздействия, артистизмом, то даже учительский монолог приобретает совершенно другую окраску и может обеспечить эффективность обучения.

И ещё одно. Надеюсь, учителя с многолетним стажем согласятся со мной, что в современных условиях не все старые методики и технологии приемлемы.

Другой ученик. Другие классы. Новые регламенты работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.