Марафон. Понятийно-терминологический словарь

Присланные на МАРАФОН учительские разработки оказались весьма разнообразными. Это не только мультимедийные уроки в обычном понимании, но и дидактические игры, воспитательные мероприятия… Теперь мы рассмотрим тематический словарь-тренажёр.

Автор словаря Марина Рейнгольдовна Франк, учитель истории гимназии №166 города Новоалтайска Алтайского края.

Тема: Византия в начале средневековья. Понятийно-терминологический словарь-тренажер

Класс: 6 класс

Предмет: история

Учебник: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Необходимое оборудование и материалы:

— компьютер, мультимедиапроектор, экран;
— учебник;
— презентационное сопровождение.

Актуальность:
Терминологическая неграмотность ведет к возникновению ряда серьезных проблем:
— трудностям понимания предмета;
— подмене научного содержания житейско-бытовыми представлениями;
— невозможности формирования абстрактного мышления.

Систематическая работа над терминологией помогает решить эти проблемы, позволяет создать условия для развития метапредметных компетенций, научного мировоззрения и мышления в целом.

Описание ресурса:
Материал словаря-тренажера предназначен для осмысленного усвоения и повторения терминологии, формирования и развития понятийного мышления при изучении курса  История средних веков в 6 классе, содержит наглядное объяснение 22 терминов по ряду тем, посвященных Византии в начале средневековья.

Термины и понятия, представленные в предлагаемом ресурсе, соответствуют содержанию §§ 1-2 учебника Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2010; §§ 7-8 учебника Брандт М.Ю. История средних веков.

Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000 и позднее; §§ 11-12  учебника Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999 и позднее.

При создании ресурса использован технологический прием Анимированная сорбонка: на слайде размещается «карточка», на одной стороне которой — термин, на другой – понятие (наглядное объяснение термина). Щелчок левой кнопкой мыши по «карточке» переворачивает ее.

Особенность ресурса – его универсальность и многофункциональность.


(посмотреть в отдельном окне)

Варианты использования:
— при объяснении нового материала, введении новых терминов: переход по гиперссылке к нужному термину со слайда 4, содержащего перечень терминов в алфавитном порядке, возврат — по управляющей кнопке; в заметках к слайду приведены методические приемы по работе с конкретными понятиями;

— для проверки знания понятий и терминов, их закрепления по мере изучения нового материала: переход со слайда 4 по гиперссылке Вариант 1 позволяет запустить Сорбонку «термин – понятие». Переход по гиперссылке Вариант 2 — запуск Сорбонки «понятие – термин»;  переход к следующему слайду  осуществляется по управляющей кнопке;

— при проведении письменного терминологического диктанта: переход по гиперссылке  Вариант 2 со слайда 4, Сорбонка не запускается — необходимо написать термин, соответствующий понятию, переход к следующему слайду – по управляющей кнопке;

— при организации самостоятельной творческой работы – подготовка странички словаря: подбор наглядного материала для объяснения термина, оформление слайда.

Цель: формирование терминологической грамотности, формирование и развитие понятийного мышления.

Задачи:
— осмысление  признаков понятий, отражающих существенные связи и свойства объектов, процессов и явлений, с опорой на иллюстративную наглядность, схемы, картографический материал (формирование понятий на основе представлений);

— организация мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;

— развитие  слуховой, образной, моторной, словесно-логический памяти;

— усвоение содержания понятий: Айя-София, базилика, Босфор, василевс, Великий шелковый путь, Велисарий, восстание Ника, икона, иконоборчество и иконопочитание, Константин, крестово-купольный храм, мозаика, неф, ойкумена,  порфирородный, Прокопий Кесарийский, ромеи, Свод гражданского права (Свод Юстиниана), столица Византии,  фреска, церковь, Юстиниан;

— воспитание информационной культуры (организация аналитической работы с текстом, поиск необходимой информации в различных источниках);

— реализация межпредметных связей (метапредметные компетенции, интеграция с историей России и обществознанием).

Презентация состоит из 53 слайдов:
слайд 1 — титульный слайд;
слайд 2-3 – описание ресурса;
слайд 4 – перечень терминов, с этого слайда осуществляется навигация;
На слайде приведен перечень терминов в алфавитном порядке.

Каждый прямоугольник с термином – гиперссылка на наглядное определение понятия, используется при введении новых терминов и понятий.

Гиперссылки Вариант 1 и Вариант 2 – запуск Сорбонки: Вариант 1 – «термин-понятие», Вариант 2 – «понятие-термин».

Переход между слайдами – по управляющей кнопке. Используется для проверки знания понятий и терминов, их закрепления по мере изучения нового материала.

слайды 5-26 – Анимированная сорбонка «термин-понятие»;
слайды 27-48 – Анимированная сорбонка наоборот — «понятие-термин»;
слайды 49-52 – ссылки на использованные графические объекты;
слайд 53 – литература для учителя.


Анализ урока

Здравствуйте, Марина Рейнгольдовна!

Знаком заочно с Вами уже ряд лет по «Сети творческих учителей».

Спасибо за добротную разработку!

Тот случай, когда многоуровневая укрупнённая дидактическая единица позволяет организовать различные виды учебной работы.

Хорошая, обоснованная навигация, рациональный дизайн.

Замечаний немного.

1. Вряд ли уместно использовать сорбонку на весь слайд.

Вращение больших объектов на всем экране (на всей интерактивной доске) смотрится не очень удачно.

Попробуйте сгруппировать по несколько сорбонок на одном слайде. Возможно тематически.

К примеру так:


(посмотреть в отдельном окне)

2. Оформление текстов.

На некоторых слайдах проскальзывает описательность. Лаконичность текста — одно из важнейших требований в мультимедийном сопровождении.

К примеру, у Вас:
Константин — римский император.
Годы жизни: 272 – 337; годы правления: 306 – 337.
Во время правления этого императора прекратились гонения на христиан, в 330 году основана новая столица – Новый Рим (Константинополь).

или

Ойкумена – в переводе с греческого означает «населяю, обитаю»  — освоенная человечеством часть мира. Изначально термин обозначал земли, заселённые греческими племенами, позже — земли, заселённые и известные человечеству в целом.

Лаконичность отразится и на размере сорбонки.

Необходимо чаще использовать общепринятые или оговоренные Вами сокращения, символы, опорные сигналы.

О Константине можно представить так:

Римский император
272 — 337 (прав. 306 — 337)
Прекращение гонений на христиан.
Основание Константинополя (330 г.)

Так же и с ойкуменой:

Ойкумена (греч. населяю, обитаю) — освоенная человечеством часть земли.

Остальное лучше прокомментировать самому или предоставить такую возможность ученикам.

Вы прислали еще один урок. Обещаю после окончания марафона тоже провести его анализ.

Спасибо!

Рубрики: История, Мои проекты, Цифровая дидактика | Метки:

Один комментарий к “Марафон. Понятийно-терминологический словарь

  1. Марина Франк говорит:

    Спасибо огромное, Георгий Осипович, за анализ разработки и внесенные коррективы! С замечаниями согласна. Что касается Сети творческих учителей, с неё всё и началось. Вернее, с конкурса «Гимн России глазами школьника», где участники наполняли своим содержанием разработанный Вами шаблон Караоке. Спасибо Вам за щедрость, с которой Вы делитесь своими идеями!

Добавить комментарий для Марина Франк Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.