Марафон. Анализ урока «Семейный бюджет»

Впечатляет не только география МАРАФОНА,  разнообразие используемых мультимедийных технологий на уроках, но и  различная предметная направленность. Особый интерес вызывают разработки, предназначенные для коррекционной школы.

Татьяна Николаевна Хасанова, воспитатель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида г. Чернушка Пермской области.

Тема урока: «Семейный бюджет»

Цель:

  • дать понятие «семейный бюджет»;
  • познакомить с основными частями бюджета.

Задачи:
Образовательные:

  • Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.
  • Познакомить со статьями доходов и расходов.
  • Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать зрительное восприятие в процессе  просмотра мультимедийной презентации.
  • Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.
  • Расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов.
  • Развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов.
  • Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых понятий.
  • Коррекция мышления.

Воспитательные:

  • способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни .

Оборудование:

  • мультимедийная презентация,
  • школьная доска,
  • письменные принадлежности.

Организационный момент.


(посмотреть на отдельной странице)

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Внимательно слушайте вопросы, потом вы должны будете ответить на вопрос: «О чем пойдет речь на нашем занятии?»

1. Кто хозяин банка? (банкир)
2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
3. Место покупки, где можно торговаться (рынок)
4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)
5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)
6. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)
7. Сколько ушей у трех мышей? (6)
8. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
9. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
10. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)

Сообщение темы и задач урока.

А сейчас ответьте на вопрос — «О чем пойдет речь на нашем занятии?»
— Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
— Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
— Все вы что-то  да покупаете.  А на что?  Откуда берёте деньги?  Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет» ?

Слайд 1

— Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.

— Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.

— И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Рассказ  воспитателя

— Часто именно неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые у нас есть, приводит партнеров к взаимному разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи и к разводу.
Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет. Чтобы  бюджет, как говорится, ломился от денег.

Для этого не обязательно каждый месяц зарабатывать по миллиону долларов (хотя и это можно), необходимо всего лишь научиться правильно вести семейный бюджет и распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья.
Вот уже несколько раз я повторила — «семейный бюджет», а что это такое?

Слайд 2

БЮДЖЕТ — (англ. budget) — роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).

Слайд 3

Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.

С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Слайд  4

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? Как сделать так, чтобы не только хорошо зарабатывать деньги, но можно было откладывать деньги на крупные покупки, инвестиции, обучение?
Обычно, если возникают подобные ситуации, то советуют либо больше зарабатывать, либо экономить.  Это, в общем, разумные советы. Только чтобы воплотить их в жизнь, требуется не только желание, а и знание некоторых приемов и технологий.

Фронтальная работа.

Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?

Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.

При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

Учитель: – А есть ли бюджет у нашего государства?

Дети: – Есть.

Учитель: – Кто его планирует?

Дети: – Правительство.

Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?

Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.

Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

Дети.  Несколько человек поднимают руку.

Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.

Ролевая игра «Источники доходов семьи».

На доске карточки прикреплены магнитами.

Учитель распределяет роли и раздает реквизит:

Бабушке – платок, очки.

Папе — галстук.

Маме – фартук, куклу.

Старшему брату – студенческий билет.

Задание.

Учитель: — Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).

Задание классу.

— А вы должны проверить правильность выбора.

Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Слайд 5

Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.

(Дети читают хором источники доходов).

Учитель – Бабушка
Дети – Пенсия.

Учитель – Папа.
Дети – Зарплата.

Учитель – Старший брат.
Дети – Стипендия.

Учитель – Мама с маленькой дочкой.
Дети – Пособие.

Учитель – Молодцы!

Слайд 6,7

— Что же такое доход семьи и с чего он складывается? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату) Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день

— В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). Словарная работа.

— Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

— Детям платят детское пособие

— Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? (Стипендию) Словарная работа.

— Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от приусадебного хозяйства и другие).

Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.

— Ребята,  из чего складываются  доходы вашей семьи?

Слайд 8

— Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей, дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?

Слайд 9

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей)

— В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?

— Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия — это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный бюджет?

Физкультурная минутка.

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.

(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – прыгаем на корточках).

Слайд  10

— Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

Коллективная работа.

Учитель: — А теперь выполним более сложную работу.

На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.

Нужно их распределить в два столбика: Доходы,  Расходы.

Пока звучит музыка, вы выполняете задание.

Проверка. На доске (за шторкой) правильно выполненное задание.

Доходы Расходы
Зарплата Квартплата
Пенсия Транспортные услуги
Стипендия Продукты
Пособие

— На что расходуются деньги в семье? Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие).

— Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы.

Вопрос детям:  «А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?» Подводим итог.

Вопрос детям: «Как вы думаете  могут ли расходы превышать доходы?»

Вопрос детям:  «Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»

— На что расходуются деньги в вашей семье?

Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Обсудите в парах, на что вы потратите деньги в. (Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь)

Слайд 11

Основные статьи расходов семейного бюджета.

Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:

Обязательные                                               Текущие

Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы?

(Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)

Какие текущие расходы?

(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)

— Сейчас предлагаем вам выполнить задание на карточках парами. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.

Задание. Упражнение «Расходы семейного бюджета».

— Проверьте правильность выполнения задания.

— Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы семьи, необходимо проверить ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные товары.

Слайд 12

— Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли там ошибок?

— Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить ошибки — на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам.

Задание. Упражнение «Товар и цена».

— Проверьте правильность выполнения задания.

— Вы хорошо ориентируетесь в ценах на товары. Можно выполнять следующее задание — подсчитывать расходы семьи.

Слайд 13,14

Задание. Задача (расходы семейного бюджета).

Самостоятельная работа.

Решают задачу, объясняют решение.

Слайд 15,16

— Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам выполнить еще одно задание — тест.

Слайд 17

Закрепление.

Учитель: — Посмотрите на доску. Нужно закончить предложения:

1) Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше….
2) Расходы не должны превышать….
3) По доходам и….

Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы.

Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

Учитель:

Что значит экономить?

Чем отличается экономный человек, от жадного?

На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.

Учитель: – А на чём нельзя экономить?

Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.

Слайд 18

Итог урока.

Воспитатель: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем  по нашей теме – семейный бюджет. Если  мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.

Слайд 19

1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)

Воспитатель: Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо».

А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?

(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет).


Анализ урока

Добрый день, Татьяна Николаевна!

Прежде всего, примите слова самой искренней признательности Вам, как педагогу коррекционного образовательного учреждения. Знаю, насколько сложна Ваша работа. К сожалению, не всегда её по достоинству оценивают.

Очень привлекательно выглядят избранные Вами формы педагогического общения. Вступительная беседа хорошо готовит учеников к ознакомлению нового для них понятия. Прослеживается грамотный алгоритм проведения всего урока. Слайды играют вспомогательную роль. И это хорошо.

Приступим к анализу.

1. Постановка целей и задач формальная.

На мой взгляд, в коррекционном учреждении система целей и задач должна быть ещё тщательнее выстроена, чем в обычных общеобразовательных школах.

2. Никакой пестроты слайдов!

У Вас чуть ли не каждый слайд другого фона.

Единый цветовой дизайн слайдов работает на восприятие учениками цельности всего урока.

3. В титульном слайде можно (и даже нужно) обойтись без анимаций.

Иначе мы теряем несколько секунд драгоценного времени урока. Любой эффект анимации должен быть дидактически обоснован.

Кроме того, говоря о первом слайде, хочется сделать ещё два замечания.

hasan

  • Левое изображение крайне низкого качества.
  • На сладе два изображения одного содержания. То есть можно спокойно обойтись одним.

4. Неудачный выбор эффектов анимации для появления текста и изображений на всех слайдах.

Наиболее удачный эффект для текста ПОЯВЛЕНИЕ (направление — слева).

Теперь давайте дальше пройдёмся по слайдам.

Слайд 2.

Изучаемое понятие должно изначально быть на слайде. А вот определение уже появляется по щелчку.

Неудачный выбор эффекта анимации для появления текста.

Слайд 3.

Сам термин и его определение у Вас появляются сразу.

Вообще термины лучше выделять другим цветом. Дети привыкнут к тому, что на эти слова необходимо обратить особое внимание.

Эффект анимации для фигурной стрелки случаен.

Предлагаю так:


(посмотреть на отдельной странице)

Слайд 4 у Вас не активен.

А ведь здесь как раз дети могли бы проследить перетекание семейного бюджета.

Примерно так:


(посмотреть на отдельной странице)

Тогда вслед за стрелкой ученики проследят процесс, о котором Вы говорите.

Слайд 5 перегружен объектами.

hasafoto

Нет свободного пространства и условного разделения на три зоны.

Надписи у вас не сгруппированы с выносками. Это тоже мешает.

Предлагаю так:


(посмотреть на отдельной странице)

Слайды 6 и 7. Смотрите общие пожелания по работе с текстом в начале анализа.

Слайды 8, 9. Помимо перегрузки объектами детям сложно будет определиться с учебной задачей.

hasanfono2

В данном случае изображения носят второстепенный характер. Главная задача — подсчёт семейного бюджета.

Предлагаю так:


(посмотреть на отдельной странице)

Слайд 10. Не совсем удачное использование изображения.

hasanfoto3

  • качество изображения (сканированная страница) слабое, проступает текст на обороте.
  • дублируется текст в таблице. Если оставлять данную картинку, то таблица должна появиться с исчезновением  предыдущих надписей.

Очень важен возврат к визуальным образам.

В данном случае можно вернуться к уже имеющемуся на предыдущих слайдах визуальному образу доходов-расходов.

И тогда слайд 10 можно представить следующим образом:


(посмотреть на отдельной странице)

Слайд 11. По содержанию очень полезный слайд. Однако группировка объектов на две категории слабо прослеживается:

hasanfoto4

Самим союзом «И» вы сразу же группируете два слова в один объект.

Поэтому после беседы с учениками и щелчку мыши слова можно распределить так:

hasanfoto5

Слайд 12. Помимо общего цветового дизайна в данном слайде еще одна техническая помарка: несколько объектов до конца не обработаны.

hasanforo6

Указанные объекты нуждаются в форматировании. Выберите команду «установить прозрачный цвет».

И ещё. Данный слайд я разбил бы на два. Большое количество объектов рассеивает внимание. Если Вы считаете необходимым разместить все на одном слайде для сравнения, то следует существенно уменьшить объекты.

Слайды 13, 14. Помимо общего цветового дизайна, хотелось бы обратить внимание на отсутствие динамики при решении задачи. У Вас весь текст решения появляется сразу.

Слайды 15, 16. Очень удачно решено предъявление правильных ответов теста. БРАВО!

А вот появление заданий Вам необходимо унифицировать. У Вас каждое задание появляется с новым эффектом анимации.

Слайд 17. Необходима другая анимация текста.

Слайды 19, 20. Кроссворд.

Предлагаю объединить всё в один слайд. Мне кажется, слайд с вопросами — лишний. У Вас вопросы указаны на слайде с вопросами. Другое дело, кроссворд как дидактическая единица требует другой анимации.

Предлагаю так:


(посмотреть на отдельной странице)

Большое спасибо за очень содержательный урок.

Всего Вам доброго!

Комментарии к “Марафон. Анализ урока «Семейный бюджет»

  1. Екатерина Юрьевна говорит:

    Татьяна Николаевна! С интересом познакомилась с уроком. Понравилась викторина, предложенная Вами в начале занятия, тестовые задания. А на 17 слайде, мне кажется, главной стала картинка, а не работа, выполняемая детьми. Но это моё мнение, совсем не обязательно с ним соглашаться.

  2. татьяна николаевна говорит:

    Спасибо за анализ и отзыв, такой разбор очень необходим, так как часто мы очень много делаем ошибок, сами того не понимая.

  3. ирина говорит:

    работаю в обычной школе и тему «Семейный бюджет» тоже проходим. Очень интересный урок. Обязательно возьму себе на заметку некоторые моменты.
    Спасибо

Добавить комментарий для ирина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.