Опубликовано

  • 17.04.2014
  • в 02:53 ПП
  • Георгий

Марафон. Анализ урока «Развитие речи. Классификация функциональных стилей»

4


Апр17

Сегодня мы рассмотрим необычный урок.

Сергей Николаевич Шешуков, учитель структурного подразделения «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республики Коми»  ГВ(с)ОУ «РЦО»

Тема урока: Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Официально-деловой стиль.

11 класс.

Форма проведения урока: урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребёнка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.

Цель урока: углубить  знания  учащегося   об официально-деловом    стиле языка, различать разные жанры этого стиля, научиться составлять деловые документы.

Задачи урока:
Обучающая:

  • освоить особенности официально-делового стиля речи,
  • научить заполнять справки, писать заявления и объяснительные записки, автобиографию.
  • Объяснить, что умение составлять деловые бумаги необходимо грамотному человеку в современном мире.

Развивающая:

  • способствовать развитию познавательного интереса обучающегося, формировать навыки и умения учебной деятельности.

Воспитательная:

  • создать условия для развития коммуникативных качеств обучающегося и личной рефлексии.

Место проведения урока:

Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми».

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер с ОС Мас с набором совместимого специального оборудования и предустановленных программ и приложений.
  • Связь с обучающимся осуществляется посредством программы Skype, в режиме on-line.
  • Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
  • Google -документы (для совместной деятельности: текстовый документ, презентация),
  • LearningApps.org (интерактивный модуль),
  • учебно-методический комплект по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений

Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Тип занятия: комбинированный урок.

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!

Н. В. Гоголь

1. ОТВЕТЬ на вопросы:

а) Вставь, где необходимо, пропущенные буквы. Выбери из списка те документы, с которыми ты уже сталкивался в жизни?

СПРАВКА
ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ…ЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АВТ…БИОГРАФИЯ

АП…ЕЛЯЦИЯ

Р…ЗЮМЕ

б) Составлял ли ты сам их? Испытывал ли ты трудности в их написании? В чем они заключаются?

в) А может ли тебе  пригодиться тебе в жизни умение заполнять, оформлять эти документы?

г) Что необходимо для достижения этой цели?

д) Какой из стилей речи мы будем использовать, чтобы создать эти документы? Нужно ли знать особености этого стиля?

е) Попробуй сформулировать цель нашего занятия и напечатать ее?

2. Сформулируй тему и цель  урока? Напечатай ответ.

ТЕМА:

ЦЕЛЬ УРОКА:

3. Рассмотри эпиграф к уроку. Ответь на вопрос : “О чем говорит писатель в своем высказывании?”. И как это связано с темой нашего занятия.

4. Зайди по ссылке и из слов “собери” определение функционального стиля.

ссылка 1

5.Рассмотри схему-рисунок. Вспомни, какие бывают стили. Расскажи. Чем они отличаются друг от друга?

ris2

6. Реши кроссворд. Отправься по ссылке.

ссылка 2

7. Посмотри небольшую презентацию на сегодняшнюю тему. Какая информация оказалась для тебя новой?


(посмотреть в отдельном окне)

Для справок: штампы- (Дополнительный материал:

ссылка 3)

ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКСАЦИЯ.

Сядьте удобнее, закройте глаза.

(Далее читает, рассказывает учитель)

Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля.

Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке.

Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит.

Ещё раз вдох и выдох… На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

8. Поупражняемся

Прочитай про себя фрагменты. Определи стили речи данных отрывков. Аргументируй свой ответ. Есть ли здесь текст официально-делового стиля. Попробуй определить жанр текста под №4. Для работы используй таблицу.

Критерии

характеристики

стиля

Признаки официально-делового стиля речи
Сфера употребления в официальной обстановке.
Цель Проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона.
Черты официальность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности
Языковые особенности штампы, клише, канцеляризмы, особая терминология
Жанры указы, инструкции, постановления, деловые письма, заявления, объяснительные…

1. Чёрный степной орёл, житель могильных курганов, царственно величавый в своём одиночестве, парил в холодном поднебесье, медленно, почти незаметно теряя на кругах высоту. Широкие, тупые на концах, неподвижно распростёртые крылья легко несли его там, в подоблачной вышине, а встречный ветер жадно облизывал и прижимал к могучему костлявому телу чёрное, тускло блистающее оперение. (М. Шолохов).

2. — У вас кто здесь? — тихо спросила её Власова.

— Сын. Студент,— ответила старушка громко и быстро. — А у вас?

— Тоже сын. Рабочий.

— Как фамилия?

— Власов.

(М. Горький).

3. Речевой штамп — распространённая речевая формула, стереотипно воспроизводимая в речи и текстах ( из “Википедии”)

4. Сын профессора Киевской духовной академии, родился 3 мая 1891 года в Киеве.

В 1909 году окончил Киевскую первую гимназию, а в 1916 году – Киевский университет по медицинскому факультету.

В 1916–1917 годах служил в качестве врача в земстве Смоленской губернии.

В 1918–1919 годах проживал в Киеве, начинал заниматься литературой одновременно с частной медицинской практикой.

В 1919 году окончательно бросил занятие медициной.

В 1921 году приехал в Москву на постоянное жительство.

…В 1925 году был напечатан мой роман «Белая гвардия» и сборник рассказов «Дьяволиада».

…В 1936 году, после снятия моей пьесы «Мольер» с репертуара, подал в отставку в МХАТ и был принят на службу в Государственный академический Большой театр Союза ССР в Москве на должность либреттиста и консультанта, в каковой должности нахожусь и в настоящее время…

Москва, 20 марта 1937 года

Михаил БУЛГАКОВ

9. Рассмотри иллюстрацию, что на ней изображено, почему она вызывает улыбку?

ris1

1о. Подведем итоги.

а) Достигли мы цели?

б) Что оказалось трудным?

в) Что давалось легко?

г) Остались ли у тебя “недоуменные вопросы” после изучении темы?

д) Что следует повторить и закрепить?

е) Было ли  тебе на уроке комфортно?

ж) Оцени свою работу на занятии (активность, вдумчивость, ответы на вопросы учителя, свои суждения, правильность, точность, логичность своих высказываний)

11. Домашняя работа

А) Заполни деловые документы по образцу. Обрати внимание на то, как они оформляются.

Директору школы №…

ученика …класса

Иванова И.И.

заявление.

Прошу Вас разрешить мне досрочное написание итоговой контрольной работы

по … в связи с ….

Дата

Подпись

Директору школы №…

ученика …класса

Иванова И.И.

объяснительная записка.

Мною, Ивановым И.И., было пропущено 2 учебных дня (10 и 11 ноября) в связи с тем, что я …

Дата

Подпись

Расписка.

Я, Иванов И.И., ученик класса школы  №, получил от библиотекаря школы №  К. Е.М. во временное пользование (сроком на …) учебник по географии за 7 класс.

Обоснование: просьба учителя географии Ширинской Л.А.

Дата

Подпись

Б) Изучи языковые признаки официально-делового стиля речи.Попробуй найти текст, удовлетворяющий этим признакам.

В лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых слово­сочетаний неэмоционального характера;
в морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах — протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в си­лу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова);отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;
в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).

Анализ урока

Здравствуйте, Сергей Николаевич!

Безусловно, дистанционное обучение имеет свою специфику, требует своих подходов не только в педагогическом общении, но и в учёте индивидуальных способностей, особенностей отдельного взятого ученика.

Такая организация обучения требует жёсткого регламента занятия, максимальной конкретизации каждого из его этапов. И у Вас этот чёткий алгоритм хорошо проглядывается.

Теперь давайте собственно о сопровождении урока.

1. Ответы на вопросы.

По-моему, неудачно сформулирован вопрос к представленным видам документов: «Составлял ли ты сам их?»

Под этот глагол подходят не все виды документов.

Тут как раз можно придумать ученику такое учебное задание:

какие документы

  • пишутся,
  • составляются,
  • заполняются,
  • оформляются?

Вопрос в), мне кажется, неконкретный. Лучше так:

Когда (в каких случаях) тебе  пригодится в жизни умение заполнять, оформлять эти документы?

2. Задание «Собери определение».

Насколько уместно вставлять таблицу для размещения слов? Одни ячейки слишком велики для слов и тем более запятой, а другие не могут их вместить.

3. Схема-рисунок.

а) Прежде всего, тёмный фон явно угнетает. Он присутствует у Вас не только на схеме, но и в презентации.

б) Схема не совсем удачно составлена. Нет иерархии объектов. Этого можно добиться их размещением, маркировкой и размером шрифта.

К примеру, вот так:

shema

4. Кроссворд.

Очень удачный пример использования приложения LearningApps.

Конечно, это тот редкий случай, когда приходится использовать в ответах прилагательные.

К кроссвордам необходимо всегда относиться бережно. В вопросе 3 (по вертикали) вы добавили лишнюю клетку. Это однозначно вызовет недоумение ученика.

5. Презентация

а) ФОН!!! Не буду повторяться.

б) слайд 2.

Вопрос слабо привязан к вариантам ответов. Вы выбрали для всех ответов дательный падеж. Тогда задание должно выглядеть так:

«Стиль речи определяется по…»

Или, если оставить вопрос в Вашей редакции, то использовать все варианты ответов в именительном падеже.

в) слайд 3.

ris4

Данное изображение не совсем соответствует термину «Официальная обстановка». На  фото маловато соответствующей атрибутики.

Вот эта фотография может подойти:

IRAN-NUCLEAR/

г) слайды 5, 7, 11.

ris6

Один из важнейших законов мультимедийного дизайна:

текст должен хорошо читаться!

Размещение текста на изображении всегда чревато ослаблением его читаемости. Само содержание слайдов вполне позволяет разместить текст на отдельном фоне.

Если Вы вынуждены разместить текст на красночном изображении, то лучше «приглушить» цвета фотографии или рисунка.

Примерно так:

ris7

Это в том в том случае, если Вы хотите оставить тёмный фон.

д) слайд 11. Стандартность.

Один из ключевых слайдов. К сожалению, изображения у Вас подобраны некачественные. Между тем, как раз здесь ученик должен ознакомиться, какими бывают официальные бумаги.

Предлагаю ввести не только качественные изображения, но и показать их на весь экран. Это акцентирует внимание на определённом бланке. Предоставит возможность прокомментировать его, не отвлекая внимание на другие.

Примерно так:


(посмотреть в отдельном окне)

Один щелчок по иконке позволяет увеличить изображение. Второй щелчок по той же иконке — выйти.

е) Физминутка. Релаксация.

До этого Вы обращались к ученику на «ты». И вдруг переход на «Вы». Необходима унификация обращения.

Спасибо за содержательный урок.

УДАЧИ!


Похожие статьи:


Отзывы:
Марафон. Анализ урока «Развитие речи. Классификация функциональных стилей»

  1. Галина Генриховна:

    Обучаясь по Вашим комментариям, Георгий Осипович, каждый день меняю свои старые заготовки. Это принципиально важно для тех,кто не прислал свои работы на Марафон.
    Теперь только осознаю,что не зря. Все комментарии по присланным материалам отношу ко МНОГИМ разработкам ( своим, прежде всего).
    Очень рада,что такой Марафон состоялся, как учебный практикум для всех подписчиков.
    Спасибо огромное! Ждем других Ваших материалов!

  2. Екатерина Юрьевна:

    Сергей Николаевич! Если Ваши занятия проходят в режиме on-line, то физминутки, думаю, будет лучше представить в виде аудио или видеозаписи. Использование Вами записки от лица Фёдорова Игоря помогает снять напряжение за урок, позволяет ученику почувствовать себя способным справиться с самостоятельным написанием объяснительной записки. У нас в школе обеспечены оборудованием для проведения подобных занятий всего 2 ученика. К другим, по-старинке, ходим домой. Хотя, именно живое общение при обучении учеников начальной школы, считаю, предпочтительнее. Удачи Вам.

  3. Сергей Николаевич:

    Спасибо, Георгий Осипович, за подробный анализ урока. Безусловно, ваши советы пригодятся мне в будущем.
    Благодарю и моих коллег, которые оставили свои отзывы:Галину и Екатерину Юрьевну.Обязательно попробую провести видеофизминутку.
    Немного о нашей школе. Мы обучаем детей-инвалидов, начиная с начального звена и до старших классов. Наша основная задача-помочь нашим деткам социализироваться. Конечно, живое общение с детьми необходимо, поэтому я еще преподаю в воскресной школе.
    В дистанционной школе я столкнулся с тем, что в некоторых учебных заведениях индивидуальное обучение находится на очень низком уровне. И встречались у меня ученики, у которых я оказывался основным учителем. Были и приятные моменты, когда вместе со школьным учителем, ребенком и мной мы выполняли задания совместно, сотрудничали.
    Конечно, в нашей работе есть минусы и плюсы. Одна из негативных сторон- некоторые родители и близкие всю домашнюю работу и контрольные выполняют сами, вместо детей. Они, безусловно, переживают за своих чад, но при этом оказывают им «медвежью услугу», лишая их самостоятельности, инициативы.
    Другая проблема-ребёнок начинает заниматься у нас в школе с интересом, но как только осваивает технику и простейшие программы, мотивация к обучению сильно снижается. Поэтому, конечно, учитель в дистанционной школе должен быть не только профессионалом в педагогике, но и очень интересным собеседником, чтобы каждая встреча педагога и воспитанника была радостью для обоих. Не всегда так получается пока, к сожалению…

  4. Светлана:

    Сергей Николаевич, я думаю, что при публикации объяснительной записки следовало бы «размыть» фамилию ученика. Так было бы правильнее.

Оставьте ваш отзыв:
Марафон. Анализ урока «Развитие речи. Классификация функциональных стилей»

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.