Опубликовано

  • 23.04.2014
  • в 12:38 ПП
  • Георгий

Марафон. Анализ урока «Планета Земля. Степи и пустыни»

5


Апр23

Итак, мы завершаем Марафон мультимедийных уроков. Сегодня проводим анализ последней работы.

Наталья Николаевна Шушкова, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ №27.

Предмет: окружающий мир, урок усвоения новых знаний

Тема: Планета Земля. Степи и пустыни

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 2, УМК «Школа 2100»

Технологии:

  • Интерактивные технологии — работа с интерактивной доской Activ Board
  • Мультимедийные технологии — мультимедийная презентация
  • ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы:
  • LearningApps.org — приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей
  • Spider Scribe — веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма
  • TimeRime — онлайн-сервис для создания, хранения и публикации хронологических лент, представляющих развитие различных исторических процессов, событий, явлений
  • 100zakladok.ru — сервис для хранения ссылок на интернет-сайты
  • Форма Диска Google – создание тестового задания

Аннотация:

Данный урок является частью системы уроков окружающего мира по программе «Школа 2100», в которой содержание обучения направлено на формирование понятий о природных зонах, их особенностях, обитателях и взаимной приспособленности живых организмов, их зависимости от неживой природы и влияние на них.

1. Learnings Apps Интерактивное задание Дидактическая игра: распределить животных по природным зонам, как проверка знаний обучающихся Ссылка
2. Spider Scribe План-конспект Схема, на которой отмечены основные моменты нового материала: особенности изучаемой природной зоны, представители живой природы, их особенности и взаимосвязи (использовано цветовое восприятие).

Возможно предъявление материала частями за счет возможностей веб-сервиса, выделение отдельных объектов

Ссылка
3 TimeRime Линия времени Веб-приложение Временно-событийная линия, с помощью которой можно познакомить обучающихся с путешественниками, их географическими открытиями, привлечь их внимание, активизировать деятельность ссылка
4 100zakladok.ru Аннотированный список Папка статей в Интернете по теме, которые можно использовать детям при подготовке своих сообщений ссылка
5 Microsoft Office Power Point 2007 Рефлексия Презентация, с помощью которой учитель управляет этапами урока, а также использует на этапе актуализации знаний, рефлексии
6 Диск Google Ссылка для работы в Интернете Тест на закрепление знаний изученных природных зон, который обучающиеся заполняют дома с помощью своего компьютера, а результаты учитель объявляет на следующем уроке ссылка

Технические особенности и условия использования представляемой разработки:

  • компьютер, подключенный к сети Интернет
  • Microsoft Office Power Point 2007
  • интерактивная доска

Описание работы:

Цель урока: изучение особенностей зон степей и пустынь умеренного пояса и взаимной приспособленности живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • учить узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу,
  • показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны;
  • учить объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
  • дать представления о взаимосвязи живых организмов в данных экосистемах, о влиянии человеческой деятельности на данную экосистему.

Воспитательные:

  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению природы;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе;
  • способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения природных зон.

Развивающие:

  • способствовать развитию умений учащихся планировать свою работу,  проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
  • обеспечить  условия  для  развития  умений  устанавливать  причинно-следственные  связи между географическим положением зоны, ее климатическими условиями особенностями  и представителями живой природы;
  • обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов;
  • обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:

  • Карточки с названием изученных зон,
  • компьютер,
  • карта природных зон,
  • 3 полотенца,
  • емкость с водой,
  • учебник,
  • Рабочая тетрадь,
  • на каждой парте: комплект карточек с изображениями животных и растений – представителей разных природных зон,
  • 1 лист оранжевой и 1 лист желтой бумаги;
  • интерактивная доска,
  • доступ в Интернет.

Структура и ход урока:

До урока в присутствии детей: 3 полотенца смачиваются водой: 1 развешивают в расправленном виде на батарее, 2 кладут на батарею в сложенном виде (можно скрутить), 3 развешивают в расправленном виде на спинку стула в отдалении от батареи.


(посмотреть в отдельном окне)

1. Организационный момент

— Каких путешественников знаете?

— А вы хотите отправиться в путешествие к новым землям? (Презентация: слайд 2 — Линия времени))

http://timerime.com/en/timeline/1830708/++/

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Индивидуальная работа на компьютере: (Презентация: слайд 3 — LearningsApps)(2-3 человека)

http://learningapps.org/display?v=fg16ser3

Парная работа: на столах карточки

– Расставьте изученные природные зоны и определите, какая пропущена

лиственные леса       ледяные пустыни          тайга

(зона тундр, ледяные пустыни, тундра, тайга, лиственные леса) (Презентация: слайд 5 для проверки)

— В чем отличие умеренного пояса от холодного?

— Составьте загадку-описание любой природной зоны.

— Моя загадка: (Презентация: слайд 6)

— Что необходимо выяснить? (название зоны, ее своеобразие, растения и животные зоны)

— Где можем узнать название зоны? (карта природных зон) (учебник с.104-105)

— Как называется зона? Тема нашего путешествия? (степей) (учебник с.26 -29)

3. Совместное открытие знаний

1. — Особенности климата? (высокая температура воздуха)

Опыт:

— Что заметили? (полотенце, которое было далеко от батареи, самое мокрое, а то, которое было расправлено на батарее, – самое сухое)

— Почему это произошло? (испарение происходило по-разному: 1 полотенце получило меньше тепло, поэтому оно мокрое, 2 – было скручено, это помешало полному высыханию, 3 – получило достаточно тепла для полного высыхания)

— Вывод: как происходит испарение? (при одинаковой температуре испарение быстрее с широких поверхностей)

— Какая поверхность у листьев? Какие должны быть листья у растений степей? (листья не должны быть широкими, иначе в условиях степей растения засохнут)

Работа с учебником (с.26)

Вывод: в этой зоне в основном произрастают травянистые растения, они хорошо переносят холод и засуху.  (Презентация: слайд 7 — SpiderScribe)

— Выберите из комплекта с карточками с изображениями животных и растений, лежащего на партах, те, которые относятся к зоне степей и положите их на оранжевые листы.

Определение животного и растительного мира, их взаимосвязи

— Какие проблемы могут возникнуть у животных и растений степей? (животные должны уметь переносить жару, быстро бегать, уметь маскироваться)

Работа с учебником: приспособления животных.

Физминутка (тренажер для глаз)


(посмотреть в отдельном окне)

2. – Какая зона еще встречается в умеренном поясе? (зона пустынь)  Презентация: слайд 8.

Работа с картой в учебнике. (Презентация: слайд 9 — SpiderScribe)

— Чем отличается от зоны степей? (жарко, пустыня покрыта песками)

— К чему должны быть приспособлены животные и растения? (экономить и запасать воду, переносить жару и нехватку воды)

Выберите из комплекта с карточками с изображениями животных и растений, лежащего на партах, те, которые относятся к зоне пустыни и положите их на желтые листы.

4. Применение нового знания

1. — Составьте загадку-описание по изученным сегодня зонам. (здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева) (Презентация: слайд 9 — SpiderScribe)

— Сравните пустынные растения и степные

— Сравните пустыни и ледяные пустыни.

2. Работа с Рабочей тетрадью.

— Хотели бы вы узнать о природных зонах от настоящего путешественника? Настоящий путешественник должен все знать о том месте, в котором побывал. На следующем уроке мы побываем на конференции географов. А стать ими можете вы, подготовившись к выступлению по плану и данным материалам. (Презентация: слайд 10 — 100zakladok.ru)

5. Итог. Рефлексия

— Что нового узнали?

— Как узнали, чем воспользовались?

— Как работал каждый из вас? (Презентация: слайд 11)

6. Домашнее задание

Пройти тест: определи особенности изученных природных зон (Презентация: слайд 12 — Диск Google)

Анализ урока

Добрый день, Наталья Николаевна!

Спасибо за такой насыщенный урок с большим разнообразием видов учебной деятельности, причём не только с мультимедийной поддержкой.

Ряд учебных эпизодов предполагает не просто работу в парах, но и с компьютерами. Отсюда возникает вопрос о эффективном управлении учебным процессом.

Как Вам это удаётся?

Как соблюдаются СанПиновские нормы?

Безусловно, такой букет технологий на одном уроке требует от Вас огромных усилий и безукоризненного педагогического мастерства.

В том числе и максимально комфортной навигации.

1. Категорически не рекомендуется делать тему занятия гиперссылкой.

rekom

Как в данном случае у Вас.

2. Учительская презентация страдает линейностью.

Несмотря на присутствие большого количества разноплановых ресурсов, собственно презентация не интерактивна. Уроком управлять неудобно. Особенно в том случае, если Вашим уроком захочет воспользоваться кто-либо другой.

Исходя из этого:

3. Необходимо интерактивное меню урока.

Примерно так:

rekom1

Это скриншот. Естественно, каждая картинка — это гиперссылка на ресурс, этап урока. И вовсе не обязательно каждый раз указывать на слайде, какая технология Вами используется. Что, к сожалению, присутствует на Ваших слайдах..

4. Организационный момент.

На мой взгляд, несмотря на всю привлекательность Вашей Ленты времени, она слабо привязана к теме урока.

5. Дидактическая игра.

Замечательный пример творческого использования ресурса Learningapps.

Правда, я бы поменял фото с изображением тайги.

rekom3

На всех фотографиях с изображением различных природных зон должно быть одно время года. Тогда легче сравнить.

6. Визуализация задания работы в парах.

У Вас отсутствует единая сцена задания. Вопрос — на одном слайде, а ответ — на другом. В итоге ученики видят два разрозненных фрагмента, которые не выполянют своей дидактической задачи. Тем более в Вашем задании присутствует не только тест «найти недостающее звено», но и тест на восстановление последовательности.

Предлагаю так:


(посмотреть в отдельном окне)

7. Загадка.

Здесь советую надпись разместить  под изображением:

rekom2

Иначе взгляд не задерживается на тексте.

8. Работа с картой памяти SpiderScribe.

Считаю, что использование такой карты с младшими школьниками мало эффективно. Очень много объектов на экране. Рассеивается внимание.

9. Домашнее задание.

Добротный тест для закрепления знаний.

А в общем впечатления об уроке противоречивые.

  1. В начальной школе, как нигде, важно живое педагогическое общение. Замена учителя компьютером должна проводиться точечно, с максимально конкретными учебными задачами.
  2. На одном уроке можно сосредоточиться на одной-двух мультимедийных технологиях. Детям сложно переключаться к новым видам учебной деятельности с компьютерной поддержкой.
  3. Необходима более точная иерархия учебных задач. У Вас дидактическая игра — в начале урока. А к концу занятия, когда уже накопилась усталость детей, Вы даёте более сложные задания. Тут уж и динамическая пауза (физминутка) не поможет.

Желаю удачи!


Похожие статьи:


Отзывы:
Марафон. Анализ урока «Планета Земля. Степи и пустыни»

  1. Бектурганова Екатерина:

    Наталья Николаевна! Конечно, я не могла пропустить Вашу разработку, потому что тоже работаю в началке. Дидактическая игра в Learningapps у меня просматривается не полностью. Изображение в правом нижнем углу не открылось. Может быть, стоит ввести подсказки-названия животных? Ленту времени я бы не применила на своём уроке, потому что моим ученикам трудно представить настолько удалённые во времени события. Значит, Ваши лучше подготовлены к такой работе. Карта памяти богата объектами, но они мелкие, и мои дети быстро потеряют к ней интерес. Физминутку посмотреть тоже не удалось. Конкретно к электронным физминуткам для глаз отношусь настороженно. Итак сколько времени дети смотрят на экран. Не лучше ли дать разгрузку не только глазам, но и мышцам? А вот эксперимент с полотенцами, природоведческие загадки и работа с карточками продуманы прекрасно. Обязательно возьму на вооружение идею с конференцией географов. Хотелось бы узнать о её проведении подробнее. С уважением и пожеланием успехов Вам и Вашим воспитанникам.

    • Нами:

      Дидактическая игра в Learningapps мне понравилась, все открылось, дошла до конца и мне написали, что я «Молодец!». Трудновато было с некоторыми животными, чтобы понять где они живут, гуси, например.

  2. Наталья:

    Спасибо огромное! Спасибо и за анализ моего урока, и за Марафон. Много интересного, а самое главное, полезного. Есть чему поучиться, а учиться негде, как таковое. Хорошая практика плюс «на ошибках учатся». Я еще учусь использовать в работе он-лайн сервисы; невероятно интересно, но нет опыта не только у меня, но и у коллег. Согласна, что использовать надо не все. Это больше показательный урок по использованию различных сервисов. СанПин помним, знаем, спасаюсь «шторкой». Очень благодарна!

    • Нами:

      Интересна ментальная карта Spider Scribe, цвета подобраны, при уменьшении масштаба видна структура, что тоже хорошо, как её воспринимают ученики 2 класса?
      Урок понравился своей насыщенностью и использованием различных онлайн сервис.

  3. Бектурганова Екатерина:

    Наталья Николаевна! На другом компьютере смогла увидеть физминутку. Яркая, с красивым музыкальным сопровождением. Можно использовать на релаксацию после трудной работы.

Оставьте ваш отзыв:
Марафон. Анализ урока «Планета Земля. Степи и пустыни»

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.