Итак, мы завершаем Марафон мультимедийных уроков. Сегодня проводим анализ последней работы.
Наталья Николаевна Шушкова, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ №27.
Предмет: окружающий мир, урок усвоения новых знаний
Тема: Планета Земля. Степи и пустыни
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 2, УМК «Школа 2100»
Технологии:
- Интерактивные технологии — работа с интерактивной доской Activ Board
- Мультимедийные технологии — мультимедийная презентация
- ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы:
- LearningApps.org — приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей
- Spider Scribe — веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма
- TimeRime — онлайн-сервис для создания, хранения и публикации хронологических лент, представляющих развитие различных исторических процессов, событий, явлений
- 100zakladok.ru — сервис для хранения ссылок на интернет-сайты
- Форма Диска Google – создание тестового задания
Аннотация:
Данный урок является частью системы уроков окружающего мира по программе «Школа 2100», в которой содержание обучения направлено на формирование понятий о природных зонах, их особенностях, обитателях и взаимной приспособленности живых организмов, их зависимости от неживой природы и влияние на них.
1. | Learnings Apps | Интерактивное задание | Дидактическая игра: распределить животных по природным зонам, как проверка знаний обучающихся | Ссылка |
2. | Spider Scribe | План-конспект | Схема, на которой отмечены основные моменты нового материала: особенности изучаемой природной зоны, представители живой природы, их особенности и взаимосвязи (использовано цветовое восприятие).
Возможно предъявление материала частями за счет возможностей веб-сервиса, выделение отдельных объектов |
Ссылка |
3 | TimeRime Линия времени | Веб-приложение | Временно-событийная линия, с помощью которой можно познакомить обучающихся с путешественниками, их географическими открытиями, привлечь их внимание, активизировать деятельность | ссылка |
4 | 100zakladok.ru | Аннотированный список | Папка статей в Интернете по теме, которые можно использовать детям при подготовке своих сообщений | ссылка |
5 | Microsoft Office Power Point 2007 | Рефлексия | Презентация, с помощью которой учитель управляет этапами урока, а также использует на этапе актуализации знаний, рефлексии | |
6 | Диск Google | Ссылка для работы в Интернете | Тест на закрепление знаний изученных природных зон, который обучающиеся заполняют дома с помощью своего компьютера, а результаты учитель объявляет на следующем уроке | ссылка |
Технические особенности и условия использования представляемой разработки:
- компьютер, подключенный к сети Интернет
- Microsoft Office Power Point 2007
- интерактивная доска
Описание работы:
Цель урока: изучение особенностей зон степей и пустынь умеренного пояса и взаимной приспособленности живых организмов.
Задачи урока:
Образовательные:
- учить узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу,
- показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны;
- учить объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
- дать представления о взаимосвязи живых организмов в данных экосистемах, о влиянии человеческой деятельности на данную экосистему.
Воспитательные:
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению природы;
- способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе;
- способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения природных зон.
Развивающие:
- способствовать развитию умений учащихся планировать свою работу, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением зоны, ее климатическими условиями особенностями и представителями живой природы;
- обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов;
- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование:
- Карточки с названием изученных зон,
- компьютер,
- карта природных зон,
- 3 полотенца,
- емкость с водой,
- учебник,
- Рабочая тетрадь,
- на каждой парте: комплект карточек с изображениями животных и растений – представителей разных природных зон,
- 1 лист оранжевой и 1 лист желтой бумаги;
- интерактивная доска,
- доступ в Интернет.
Структура и ход урока:
До урока в присутствии детей: 3 полотенца смачиваются водой: 1 развешивают в расправленном виде на батарее, 2 кладут на батарею в сложенном виде (можно скрутить), 3 развешивают в расправленном виде на спинку стула в отдалении от батареи.
1. Организационный момент
— Каких путешественников знаете?
— А вы хотите отправиться в путешествие к новым землям? (Презентация: слайд 2 — Линия времени))
http://timerime.com/en/timeline/1830708/++/
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Индивидуальная работа на компьютере: (Презентация: слайд 3 — LearningsApps)(2-3 человека)
http://learningapps.org/display?v=fg16ser3
Парная работа: на столах карточки
– Расставьте изученные природные зоны и определите, какая пропущена
лиственные леса ледяные пустыни тайга
(зона тундр, ледяные пустыни, тундра, тайга, лиственные леса) (Презентация: слайд 5 для проверки)
— В чем отличие умеренного пояса от холодного?
— Составьте загадку-описание любой природной зоны.
— Моя загадка: (Презентация: слайд 6)
— Что необходимо выяснить? (название зоны, ее своеобразие, растения и животные зоны)
— Где можем узнать название зоны? (карта природных зон) (учебник с.104-105)
— Как называется зона? Тема нашего путешествия? (степей) (учебник с.26 -29)
3. Совместное открытие знаний
1. — Особенности климата? (высокая температура воздуха)
Опыт:
— Что заметили? (полотенце, которое было далеко от батареи, самое мокрое, а то, которое было расправлено на батарее, – самое сухое)
— Почему это произошло? (испарение происходило по-разному: 1 полотенце получило меньше тепло, поэтому оно мокрое, 2 – было скручено, это помешало полному высыханию, 3 – получило достаточно тепла для полного высыхания)
— Вывод: как происходит испарение? (при одинаковой температуре испарение быстрее с широких поверхностей)
— Какая поверхность у листьев? Какие должны быть листья у растений степей? (листья не должны быть широкими, иначе в условиях степей растения засохнут)
Работа с учебником (с.26)
Вывод: в этой зоне в основном произрастают травянистые растения, они хорошо переносят холод и засуху. (Презентация: слайд 7 — SpiderScribe)
— Выберите из комплекта с карточками с изображениями животных и растений, лежащего на партах, те, которые относятся к зоне степей и положите их на оранжевые листы.
Определение животного и растительного мира, их взаимосвязи
— Какие проблемы могут возникнуть у животных и растений степей? (животные должны уметь переносить жару, быстро бегать, уметь маскироваться)
Работа с учебником: приспособления животных.
Физминутка (тренажер для глаз)
2. – Какая зона еще встречается в умеренном поясе? (зона пустынь) Презентация: слайд 8.
Работа с картой в учебнике. (Презентация: слайд 9 — SpiderScribe)
— Чем отличается от зоны степей? (жарко, пустыня покрыта песками)
— К чему должны быть приспособлены животные и растения? (экономить и запасать воду, переносить жару и нехватку воды)
Выберите из комплекта с карточками с изображениями животных и растений, лежащего на партах, те, которые относятся к зоне пустыни и положите их на желтые листы.
4. Применение нового знания
1. — Составьте загадку-описание по изученным сегодня зонам. (здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева) (Презентация: слайд 9 — SpiderScribe)
— Сравните пустынные растения и степные
— Сравните пустыни и ледяные пустыни.
2. Работа с Рабочей тетрадью.
— Хотели бы вы узнать о природных зонах от настоящего путешественника? Настоящий путешественник должен все знать о том месте, в котором побывал. На следующем уроке мы побываем на конференции географов. А стать ими можете вы, подготовившись к выступлению по плану и данным материалам. (Презентация: слайд 10 — 100zakladok.ru)
5. Итог. Рефлексия
— Что нового узнали?
— Как узнали, чем воспользовались?
— Как работал каждый из вас? (Презентация: слайд 11)
6. Домашнее задание
Пройти тест: определи особенности изученных природных зон (Презентация: слайд 12 — Диск Google)
Анализ урока
Добрый день, Наталья Николаевна!
Спасибо за такой насыщенный урок с большим разнообразием видов учебной деятельности, причём не только с мультимедийной поддержкой.
Ряд учебных эпизодов предполагает не просто работу в парах, но и с компьютерами. Отсюда возникает вопрос о эффективном управлении учебным процессом.
Как Вам это удаётся?
Как соблюдаются СанПиновские нормы?
Безусловно, такой букет технологий на одном уроке требует от Вас огромных усилий и безукоризненного педагогического мастерства.
В том числе и максимально комфортной навигации.
1. Категорически не рекомендуется делать тему занятия гиперссылкой.
Как в данном случае у Вас.
2. Учительская презентация страдает линейностью.
Несмотря на присутствие большого количества разноплановых ресурсов, собственно презентация не интерактивна. Уроком управлять неудобно. Особенно в том случае, если Вашим уроком захочет воспользоваться кто-либо другой.
Исходя из этого:
3. Необходимо интерактивное меню урока.
Примерно так:
Это скриншот. Естественно, каждая картинка — это гиперссылка на ресурс, этап урока. И вовсе не обязательно каждый раз указывать на слайде, какая технология Вами используется. Что, к сожалению, присутствует на Ваших слайдах..
4. Организационный момент.
На мой взгляд, несмотря на всю привлекательность Вашей Ленты времени, она слабо привязана к теме урока.
5. Дидактическая игра.
Замечательный пример творческого использования ресурса Learningapps.
Правда, я бы поменял фото с изображением тайги.
На всех фотографиях с изображением различных природных зон должно быть одно время года. Тогда легче сравнить.
6. Визуализация задания работы в парах.
У Вас отсутствует единая сцена задания. Вопрос — на одном слайде, а ответ — на другом. В итоге ученики видят два разрозненных фрагмента, которые не выполянют своей дидактической задачи. Тем более в Вашем задании присутствует не только тест «найти недостающее звено», но и тест на восстановление последовательности.
Предлагаю так:
7. Загадка.
Здесь советую надпись разместить под изображением:
Иначе взгляд не задерживается на тексте.
8. Работа с картой памяти SpiderScribe.
Считаю, что использование такой карты с младшими школьниками мало эффективно. Очень много объектов на экране. Рассеивается внимание.
9. Домашнее задание.
Добротный тест для закрепления знаний.
А в общем впечатления об уроке противоречивые.
- В начальной школе, как нигде, важно живое педагогическое общение. Замена учителя компьютером должна проводиться точечно, с максимально конкретными учебными задачами.
- На одном уроке можно сосредоточиться на одной-двух мультимедийных технологиях. Детям сложно переключаться к новым видам учебной деятельности с компьютерной поддержкой.
- Необходима более точная иерархия учебных задач. У Вас дидактическая игра — в начале урока. А к концу занятия, когда уже накопилась усталость детей, Вы даёте более сложные задания. Тут уж и динамическая пауза (физминутка) не поможет.
Желаю удачи!
Наталья Николаевна! Конечно, я не могла пропустить Вашу разработку, потому что тоже работаю в началке. Дидактическая игра в Learningapps у меня просматривается не полностью. Изображение в правом нижнем углу не открылось. Может быть, стоит ввести подсказки-названия животных? Ленту времени я бы не применила на своём уроке, потому что моим ученикам трудно представить настолько удалённые во времени события. Значит, Ваши лучше подготовлены к такой работе. Карта памяти богата объектами, но они мелкие, и мои дети быстро потеряют к ней интерес. Физминутку посмотреть тоже не удалось. Конкретно к электронным физминуткам для глаз отношусь настороженно. Итак сколько времени дети смотрят на экран. Не лучше ли дать разгрузку не только глазам, но и мышцам? А вот эксперимент с полотенцами, природоведческие загадки и работа с карточками продуманы прекрасно. Обязательно возьму на вооружение идею с конференцией географов. Хотелось бы узнать о её проведении подробнее. С уважением и пожеланием успехов Вам и Вашим воспитанникам.
Дидактическая игра в Learningapps мне понравилась, все открылось, дошла до конца и мне написали, что я «Молодец!». Трудновато было с некоторыми животными, чтобы понять где они живут, гуси, например.
Спасибо огромное! Спасибо и за анализ моего урока, и за Марафон. Много интересного, а самое главное, полезного. Есть чему поучиться, а учиться негде, как таковое. Хорошая практика плюс «на ошибках учатся». Я еще учусь использовать в работе он-лайн сервисы; невероятно интересно, но нет опыта не только у меня, но и у коллег. Согласна, что использовать надо не все. Это больше показательный урок по использованию различных сервисов. СанПин помним, знаем, спасаюсь «шторкой». Очень благодарна!
Интересна ментальная карта Spider Scribe, цвета подобраны, при уменьшении масштаба видна структура, что тоже хорошо, как её воспринимают ученики 2 класса?
Урок понравился своей насыщенностью и использованием различных онлайн сервис.
Наталья Николаевна! На другом компьютере смогла увидеть физминутку. Яркая, с красивым музыкальным сопровождением. Можно использовать на релаксацию после трудной работы.