Марафон. Анализ урока «Охрана и использование воды человеком»

Марафон близится к концу. Осталось несколько уроков.

Ирина Викторовна Ли , учитель географии МБОУ СОШ с. Ильинское,  МО «Томаринский городской округ», Сахалинская область

Краеведение, 8 класс

Тема урока: Охрана и использование воды человеком

Цель урока: Формирование знаний у уч-ся об охране и использовании водных ресурсов Сахалинской области.

Задачи:

  • способствовать развитию представлений детей о влиянии добычи и транспортировки нефти на окружающую среду, о способах устранения последствий аварий;
  • развивать навыки самостоятельной практической деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Учебно-наглядный комплекс:

  • пособие для учащихся «Выбери будущее сегодня»,
  • раздаточный материал (лотки, птичьи перья, лупы, растительное масло, вода, пипетки, стаканы, салфетки, спички, моющее средство),
  • маршрутные листы

Ход урока.

Плакат у уроку.

li

(специфика конвертации и особенности урока вынуждают меня показать данный плакат как изображение без гиперссылок — Г.О.)

Орг. момент

Актуализация знаний.

Тест по проверке изученного материала  (самопроверка)


(посмотреть в отдельном окне)

Постановка учебной задачи.

Какие чувства вызывает у вас просмотренное видео? О чем мы будем сегодня говорить? (тема на слайде)

Усвоение новых знаний. (работа с текстом)

Изучите текст, как человек использует воду в своей хозяйственной деятельности, что происходит в результате с водными объектами?

Полный сценарий урока можете посмотреть здесь.

(Обсуждение текстов) Сегодня наибольшую опасность водам суши несет загрязнение.

Загрязнение рек Сахалина.


(посмотреть в отдельном окне)

Под загрязнением подразумеваются всевозможные отклонения от природного состава воды: ее помутнение, повышение температуры, гниющие органические вещества,  присутствие в воде ядовитых веществ. На сегодняшний день реки Сахалина по степени загрязнения делятся на относительно чистые, умеренно загрязненные и очень загрязненные.

К классу очень грязных рек относятся Сусуя, Найба, Августовка.

Самой загрязненной рекой о. Сахалин в течение многих лет остается р. Охинка. Вода этой реки относится к классу чрезвычайно грязных вод. Здесь ежегодно отмечается экстремально высокое загрязнение нефтепродуктами.

А  ведь  следует  помнить,  что  все  наши  реки являются нерестовыми и местами зимовья ценных  пород  рыб.

5. Закрепление знаний. Практическая часть. Одним из наиболее опасных загрязнителей является – нефть. Я предлагаю вам провести эксперимент по очистке воды от нефтяных загрязнений.

«Выбери будущее сегодня» на стр. 30. Эксперименты и исследования, которые вам предлагаются, позволят на практике убедиться во вредном влиянии разливов нефти, взвесить плюсы и минусы различных способов очистки водоемов от нефти, выразить свое отношение.

Все результаты эксперимента и выводы вы записываете в маршрутных листах.

(по 2 человека. Каждая группа получает комплект оборудования для экспериментов. Все эксперименты выполняются самостоятельно, руководствуясь инструкциями из пособия). (ТБ) Приступаем к работе.

(Анализируем результаты работы)

Какие существуют способы устранения нефти?

Существуют ли абсолютно эффективные и безопасные способы?

6. Рефлексия. На сколько вы оцениваете свою работу на уроке? Что нового и интересного узнали?


Анализ урока

Здравствуйте, Ирина Викторовна!

Очень хороший, насыщенный, результативный урок.

Однако в который раз приходится констатировать очевидные расхождения между формой и содержанием.

1. Формальное целеполагание урока.

Не буду повторяться. Надеюсь, после окончания Марафона поговорим о ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ отдельно.

2. Видеосюжет полностью соответствует основным принципам использования учебного видео:

  • иллюстративности
  • компактности

Однако я бы задал вопросы учащимся до начала показа. Тогда просмотр видео будет не пассивным, а мотивированным.

3. По сути Вами представлен не интерактивный плакат, а меню урока.

Очень лаконичное и рабочее. Но это не интерактивный плакат, который представляет собой особую мультимедийную укрупнённую дидактическую единицу.

4. Тест можно сделать более интерактивным.

Вы показываете все ответы сразу. Внимание учеников будет рассеиваться. Выполнить самопроверку будет сложно.

Давайте сделаем так:


(посмотреть в отдельном окне)

При нажатии по любому из вариантов ученик сможет проверить, правильно ли он ответил.

5. Презентация подготовлена небрежно.

Слабая навигация. Хотя само содержание урока предполагает постоянный возврат к карте Сахалина.

На мой взгляд, для данного конкретного случая может подойти приём ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.

Предлагаю следующий вариант:


(посмотреть в отдельном окне)

6. Подведение итогов практической работы недостаточно продумано.

Вопросы, которые Вы задаёте учащимся репродуктивного характера, которые предполагают однозначные краткие ответы.

Хорошо, если урок будет заканчиваться вопросами развивающего характера, побуждающими живую дискуссию:

  • Что необходимо предпринять, чтобы не допустить загрязнения?
  • Предложите свои варианты очистки воды от нефтяных отходов.
  • Каковы особенности…?
  • И т.п.

Желаю удачи!

Рубрики: Биология, Мои проекты, Цифровая дидактика | Метки:

Комментарии к “Марафон. Анализ урока «Охрана и использование воды человеком»

  1. Светлана говорит:

    Здравствуйте! У меня вызвал вопрос слайд с процентами 7+70+33=110% ? По всей видимости там описка, или проверка на внимательность? Поясните.

  2. ирина говорит:

    за реками постоянно ведется наблюдение соответствующими органами. Данные публикуются раз в 4-5 лет. В связи с тем, что некоторые реки могут «переходить» из одной категории в другую (разлив нефти, улучшение экообстановки), сумма % получилась больше 100

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.