Марафон. Анализ урока «Комнатные растения в жизни человека»

Сегодня мы проводим разбор первого мультимедийного урока в рамках нашего марафона.

Сначала урок и комментарии автора, затем мой анализ.

Ирина Владимировна Чуб, учитель  МБОУ СОШ с. Ильинское, МО «Томаринский городской округ», Сахалинская область.

Тема урока: «Комнатные растения в жизни человека»

Урок проводится в 7-м классе.

Цель урока: приобретение учащимися практических и социально-эстетических компетенций.
Оборудование: кашпо, ложечка, мелкие камешки, почвенная смесь, черенок растения, газета.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядные пособия: разные комнатные растения.
Технические сведения: уход за комнатными растениями, способы размножения, разновидности комнатных растений, основные приемы размещения комнатных растений.
Практическая работа: посадка комнатного растения.

Ход урока.

1. Организационный этап.
2. Постановка цели.
Мотивация. Что вы видите нового в кабинете? (много цветов). Что у вас на столах? (кашпо, ложечка, мелкие камешки, почвенная смесь, черенок растения, газета). Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке и что делать? (о растениях, будем сажать)

начало презентации


(посмотреть в отдельном окне)

3. Первичное усвоение новых знаний.
Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди, используя цветы, украшали свои жилища, святилища, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги п\д отечеством (надевали венки из лавра) и т.д.

В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Беседа: вы уже многое знаете о комнатных растениях.  Какую роль они играют в жизни человека? (Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.);

Какова роль комнатных растений в интерьере жилища? (Комнатные   растения    создают    иллюзию    контактов    с природой, служат украшением жилища);

Как влияют комнатные растения на организм человека? (Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность)

По выбору ученика движемся по «закладкам» «ЭКРАНА»
3.1 Уход за комнатными растениями.
— в чем, на ваш взгляд, заключается уход за растениями? Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем свете, воде, почве, удобрении.

Выбор почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли и песка. К учащимся: как вы думаете одинаковая ли почва нужна для всех растений (нет, выбор почвы зависит от условий произрастания растений в природе);

Пересадка. К учащимся: для чего необходима пересадка или перевалка растений, какой из способов на ваш взгляд лучше (вырастая растениям необходимо больше питательных веществ,  перевалка лучше, т.к. не нарушается корневая система растения)

Полив: ежедневный (частый) — для бегонии, лимона; умеренный (через день — два) — пальмы, маранта; редкий (раз в несколько дней) — кактус, алоэ. Зимой применяют «сухой полив», т.е. реже поливают, чаще рыхлят землю в горшках. К учащимся: почему для растений необходим разный полив (зависит от вида растения); какой водой необходимо поливать комнатные растения.

3.2. Размножение комнатных растений.
— какие способы размножения комнатных растений вам известны? Рассмотрим способы размножения растений.

  • семенами — цикламены, бегонии, кактусы;
  • черенками – традесканция, пеларгония;
  • отрезка стебля -сансевьера, монстера;
  • деление куста – нефролепис, адиантум;
  • прививки — кактусы, цитрусовые, розы.

3.3 Комнатные растения в интерьере квартиры.
Цветы — один из элементов убранства квартиры. Как располагают комнатные растения дома? Основные приемы размещения комнатных растений
Определенная расстановка растений не только изменяет зрительно пространство, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны или организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего сада.

4. Первичная проверка усвоенных знаний.

Выберите любое растение на столе и разместите его в кабинете, расскажите как за ним ухаживать.

5. Практическая   работа «Посадка   комнатных растений».
К учащимся: Сформулируйте ТБ.
П/р будем выполнять по следующему алгоритму.

  1. Наденьте перчатки
  2. Приготовьте рабочее место (расстелите газету)
  3. В кашпо насыпьте дренаж (камушки)
  4. С помощью ложки насыпьте землю в кашпо
  5. Полейте землю
  6. Сделайте углубление в земле торцовой стороной ложки
  7. Поместите в углубление черенок
  8. Примните почву вокруг черенка ложкой
  9. Уберите рабочее место

К учащимся:
давайте подготовим наши руки к работе (физкультминутка)
Наши ручки – непростые
Наши ручки – вот какие:
Коль сожмешь их в кулачок,
То получишь молоток
Ток-ток, молоток
Вот какой наш молоток

Приступаем к работе, на которую вам отводится 15-20 минут

Подведение итогов.
Сегодня вы узнали как можно размещать комнатные растения, какими способами они размножаются, и посадили комнатное растение. Возможно теперь, зная все или почти все, о комнатных растениях вы сможете правильно ухаживать за растениями, правильно их расположите в интерьере и они будут радовать вас.

За практическую работу вы получили следующие оценки . . . Все молодцы

д/з: ухаживайте за своими комнатными растениями, которые вы посадили, не забудьте их пересадить. Когда?

6. Рефлексия
Спасибо за урок.


Анализ урока

Здравствуйте, Ирина!

Итак, начнём МАРАФОН с Вашего урока.

Прежде всего, я приветствую разумное сочетание компьютерных и некомпьютерных видов учебной деятельности. На уроке Вы не превращаетесь в заложницу информационных технологий. Компьютер на уроке  выступает лишь как помощник. Причём в небольшом учебном эпизоде.

Главное, что ребята будут в основном работать руками

Интерактивность Вашей разработки можно только приветствовать. Как и минимализм в цветовом дизайне.

Однако многое вызывает желание подкорректировать работу. Итак, по порядку.

Первый слайд.

mar4

Он – титульный, и должен отражать целостность композиции.

Предлагаю сделать цветные закладки. Они быстрее привлекут внимание и интуитивно будет понятнее, что за ними еще есть какое-то содержание.

В общем полезное изображение на слайде выбивается из контекста. А вот если залить фигуру этим рисунком, то в итоге можем получить следующее:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПЕРВОМУ СЛАЙДУ

maraf1

Слайд УХОД (за растениями)

mar2

Это, конечно, никуда не годится. Много текста не воспринимается. Кроме того,  никакой повествовательности текста. Даже выделения, которые Вы ввели, не помогут.

Необходимо визуализировать содержание.

К примеру, вот так:

mar3

Как видим, содержание мы представили в виде опорных сигналов:

К примеру, первый пункт о свете представляем следующим образом: с/л — это светолюбивые растения, т/л — тенелюбивые растения, т/в — теневыносливые.

Слайд РАЗМНОЖЕНИЕ

mar5

Ваша опорная интерактивная схема практически сливается с фоном слайда.

Предлагаю следующим образом:

mar6

Слайд В ИНТЕРЬЕРЕ

mar7

Опять описательность. Лучше просто оставить заголовки.

А теперь общее для всех слайдов, где вы размещаете фото растений. Откровенно говоря, фотографии ужасные. Нарушается одно из важнейших требований мультимедийной наглядности: УЗНАВАЕМОСТЬ.

Вот один из таких слайдов:

mar8

И не только в качестве. Заголовок тоже не читабелен.

Попробуйте так:

mar9

По организации урока, на мой взгляд, мало к чему можно придраться. Как говорят, хороший рабочий урок.

Однако, Ирина, меня смутила ФИЗМИНУТКА.

Как Вы думаете, для семиклассников адекватны эти стишки:

Наши ручки — непростые,

Наши ручки — вот какие… и т.д.

Конечно, динамическая пауза необходима, но в соответствии с возрастом учащихся.

С уважением Георгий Осипович Аствацатуров.

Рубрики: Биология, Мои проекты, Цифровая дидактика | Метки:

Комментарии к “Марафон. Анализ урока «Комнатные растения в жизни человека»

  1. Светлана говорит:

    Огромное спасибо Ирине Владимировне, что позволила «подвергнуть» анализу свой урок. Мы все делаем ошибки, но не так часто можем получить такую грамотную помощь по борьбе с ними. Георгию Осиповичу педагоги готовы говорить «спасибо» после каждой новой статьи. СПАСИБО!!!

  2. elpov06 говорит:

    интересно читать анализ чужого урока, можно многое взять на вооружение, буду ждать анализ своего урока

  3. Екатерина Юрьевна говорит:

    Физминутка только и смутила меня. Я своим третьеклассникам стараюсь подобрать что-то посерьёзнее. Интересные идеи можно найти на сайте Pedsovet.su . А может быть, и другие поделятся своими идеями.
    Георгий Осипович! Очень хорошо, что Вы решили провести марафон.

  4. marzin говорит:

    Большое спасибо за представленный урок. Вы — молодец!!! Единственный минус (скорее даже не минус, а недоработка, это, как писали выше, физкультминутка. Остальное все просто замечательно. Георгий Осипович, большое спасибо за скурпулезный разбор презентации и за предложенные примеры страниц. Очень помогло понять и свои типичные ошибки при разработке презентаций

  5. Ольга говорит:

    Я согласна с комментариями Георгия Осиповича! Считаю, что данный марафон очень необходим для многих педагогов.

Добавить комментарий для elpov06 Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.