Многие учителя давно осознали, что мультимедийный урок — это не только дидактическая разработка, выполненная в офисном приложении PowerPoint. В арсенале педагогов уже много других технологий.
Именно таким является следующий мультимедийный урок нашего марафона.
Поваренская Елена Владимировна, учитель информатики МБОУ СОШ № 27 г. Ангарска с углубленным изучением английского языка.
Класс: 10
тема урока: Алгоритм как модель деятельности
тип урока: комбинированный
оборудование:
1.Интерактивная памятка к уроку
2. Аппаратные средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- глобальная сеть.
3. Программные средства:
- операционная система – Windows
- браузер
Цель урока (для учителя): сформировать представления об алгоритме как об информационной модели деятельности
Задачи урока:
Обучающая – актуализировать основные понятия : «алгоритм», «блок-схема», «трассировочная таблица», повторить и обобщить ранее изученное
Развивающая — развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник, вырабатывать умение анализировать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи с другими науками, создавать условия для развития познавательного интереса к предмету.
Воспитывающая — формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, формировать бережное отношение к своему здоровью.
Методы и приёмы:
- приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
- групповая деятельность;
- ИКТ;
- элементы проблемного обучения.
Интерактивная памятка к уроку
(посмотреть памятку на сайте htinglink)
Описание хода урока:
Ход урока
1. Организационный момент (проверка отсутствующих)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2. Актуализация (повторение) знаний:
- Сегодня я план нашего урока представила в виде вот такой схемы. Как называется схема (Ответ: Блок схема)
- А что такое блок схема и для чего она строится (Ответ: Блок схема это графическое представление алгоритма)
- Какую тему мы изучаем в этой четверти? (Ответ: Информационное моделирование)
- Какие виды информационных моделей вы знаете (Ответ: Таблицы, графы, схемы)
3. Объяснение нового материала.
1. Помимо данных информационных моделей существует понятие — алгоритмическая модель
2. Сейчас перейдите по ссылке №1 вашей интерактивной памятки и вспомните основные свойства алгоритма — 3 мин
4. Рассмотрим как можно использовать алгоритм на примере видео ролика «Алгоритм звонка аренда» ссылка №2. Посмотрите часть видеоролика.
Запишите число, тему: Алгоритм- как модель деятельности
Цель: Повторить понятие алгоритма, блок-схемы, трассировочной таблицы, определить понятие алгоритма, как информационной модели деятельности. Ребята мы сейчас рассмотрели видеоролик, скажите вы заметили ошибку в схеме (Ответ: блок условие нарисован неправильно, он рисуется виде ромба)
Я вам предлагаю пройти по ссылке № 3 и при работе в паре выполнить задание по созданию алгоритма:
Первый игрок загадывает одно из чисел в диапазоне от 1 до 100. Второй должен угадать это число за наименьшее число вопросов. (методом половинного деления). Для составления алгоритма, примите условные обозначения А и В начальное и конечное значение диапазона, а х искомое число.- 7 мин
Просмотрим алгоритм каждого и выберем наиболее четкий и правильный, который приведет нас к цели.
Что является графическим способом описания алгоритма? (Ответ: Блок-схема)
Вспомним основные блоки алгоритма, прейдите по ссылке №4
Рассмотрим блок схему к данной задаче о нахождении числа по учебнику. Можно написать программу к этой задаче на языке программирования. Чтобы проследить, как работает данный алгоритм проследим по трассировочной таблице (учебник стр.87).
5.Практическая работа с самопроверкой.
Рассмотрим еще один Алгоритм это алгоритм Евклида. Кто помнит, что определяет данный алгоритм.(Определяет наименьший общий делитель) Постройте в тетради трассировочную таблицу по алгоритму (Раздаточный материал Алгоритм Евклида) и сравните полученный результат по ссылке №5
Итог урока: Запишите в тетрадь основные понятия урока ссылка №6
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Как вы оцениваете свои знания по изученным ранее темам, вам было все понятно на уроке? Мы сегодня рассмотрели алгоритм как.. (Ответ: модель деятельности).
Для чего существует трассировочная таблица? (Ответ: чтобы понимать как работает алгоритм, и проследить выполнение операций алгоритма программы)
Домашнее задание. П. 16 читать, Кв. 1-8 устно, 9,10,11 таблица, схема средствами Word
Cписок литературы и Интернет-ресурсов:
Анализ урока
Здравствуйте, Елена!
Прежде чем приступить к разбору самого хода урока, хотелось бы коснуться вашего план-конспекта.
Прежде всего, постановки целей и задач. Злосчастный монстр в виде триединой дидактической цели сильно повлиял на Вас.
Несмотря на то, что по ходу всего урока явно присутствует хорошо организованная Вами система учебных задач, целеполагание в плане присутствует в виде некоей отписки.
Задачи обучающая, развивающая, воспитывающая — это не задачи урока. Обратите внимание, даже глаголы, которые Вы прописываете в задачах, несовершенного вида:
- «актуализировать»,
- «развивать»,
- «формировать»
То есть глаголы обо всём и ни о чём.
Между тем, в дальнейших записях чётко прописанные учебные задачи имеются.
Напрашивается создание не плана-конспекта, а технологической карты. Где чётко можно прописать по всему ходу урока алгоритм действий учителя и действий учеников.
Пример такой карты в предыдущем уроке, представленном Т. И. Серовой.
Сама по себе инструкция в описании хода урока присутствует . Но она «тонет» в словоблудии.
На мой взгляд, Вы весьма удачно использовали сервис ThingLink для своей Памятки, которая фактически и является технологической картой ученика.
Оригинальные учебные задачи у Вас размещены по ссылкам.
Ссылка № 1.
Учебная задача в план-конспекте ВСПОМНИТЕ не соответствует содержанию.
Перед учениками не следует ставить такую задачу. Она весьма неконкретна.
В данном случае вспомнить — это скрытая цель учителя произвести репродукцию знаний.
У Вас в задании прописано чётко.
Выполнить тест:
Заполните пропуски
Ссылка № 2.
Просмотр видеоролика. Вы ставите перед учениками весьма расплывчатую задачу:
Посмотрите часть видеоролика.
Какую часть? Сколько смотреть?
При просмотре видео необходимо обеспечить максимум интерактивности. Для этого перед учениками при просмотре сразу следует поставить задачу:
Какая ошибка была допущена в показанной схеме?
Не подумайте, что это придирки.
Зачастую отсутствие нормального педагогического общения, а порой и дисциплины на уроке, объясняется тем, что ученики просто-напросто не знают, что им необходимо делать в данную минуту учебного времени.
Ссылка № 3.
В постановке задачи перед учениками много повествовательности. Инструкции должны быть более чёткими:
— Первый игрок: загадать одно из чисел в диапазоне от 1 до 100.
— Второй: методом половинного деления угадать число за наименьшее число вопросов.
Составьте алгоритм с условными обозначениями:
— А — начальное значение диапазона,
— В — конечное значение диапазона,
— Х — искомое число
— Время выполнения — 7 мин.
Ссылка 4.
Очень хорошее задание, но постановка учебной задачи вновь неудачная.
Ссылка 5.
Очень хорошая модель.
Ссылка 6.
Эта ссылка посвящена итогам урока.
На мой взгляд, итоги урока скомканы. Подвести итог очень важно.
Задание переписать со слайда в тетради основные понятия не принесёт никакой пользы.
Моё предложение
Подготовьте тест на соответствие или анимированную сорбонку, чтобы ученики могли сами соотнести понятие и определение.
И меня смутила одна из записей в «основных понятиях»:
Систему команд исполнителя-человека невозможно полностью описать
Произошла подмена понятий и выводов.
Вот тут как раз в выводах можно подвести детей к этой важной мысли.
С искренним уважением и признанием Вашей большой, очень результативной работы.
Схема «Интерактивная памятка к уроку» понравилась.
Спасибо, я не сколько не жалею, что отправила урок на данный марафон, т.к. не смотря на справедливую критику, получила хорошие и мудрые советы. Спасибо, постараюсь следующий раз учесть все замечания!!