Куда ведёт информационная революция?

revolution

Мы находимся на весьма сложном этапе человеческой эволюции, когда, получив невероятные возможности для собственного развития, бездарно разбазариваем их.

Давайте задумаемся об этом: сегодня образование пребывает в режиме постоянного  технологического развития, но мы пока не готовы управлять этим процессом.

Сегодня мы физически интегрированы в цифровую среду, которая нам, без сомнения, помогает. Информационные технологии стали продолжением того, кто мы сейчас есть.

Конечно, мы понимаем, что овладение информационными технологиями является ключом к тому, чтобы наши ученики были готовы к будущей и настоящей жизни, к постоянно изменяющемуся рынку труда, куда наш выпускник придёт с широко раскрытым глазами.

Информационное общество стало реалией. Наши сотовые телефоны дают нам возможность быстрого, сиюминутного общения с родными, друзьями, коллегами по работе, учениками и их родителями.

Наши компьютеры позволяют нам получать доступ к бесконечным базам данных и постоянно растущей информации.

Мы можем сотрудничать с другими людьми по всему миру, уничтожая некогда ограничивающие факторы времени и пространства. И новые границы виртуальной реальности и дополненной реальности изменят общество в течение следующего десятилетия.

Правда, если мы не научим наших учеников, как построить и использовать эту всесильность человека, мы сделаем им медвежью услугу. Современные технологии  стали банальной повседневностью во всех сферах жизни, и ученики должны уметь ориентироваться в их сложном лабиринте.

Помню, лет двадцать назад один из моих коллег сравнил мозг ученика с компьютером. Это было оригинально, остроумно. Но готовы ли наши ученики, как компьютеры,  к обработке постоянно растущего объёма информации? Достаточно ли места на их «жестком диске»?

Наряду с безусловной помощью в развитии общества, наши телефоны и компьютеры зачастую обеспечивают мгновенное решение самых сложных проблем, на которые раньше мы должны были потратить много времени для изучения, для проб и ошибок, для собственных выводов.

Не требуется педагога-психолога, чтобы увидеть здесь врождённую опасность. Настоящее учение всегда предполагает трудности, иногда большие неудобства, разочарования и даже тревогу при приближении к новым сложным горизонтам.

Однако преодоление этих трудностей познания — это и есть настоящая учёба. Как однажды отметил один из великих, «если нет борьбы, нет прогресса».

Если наши ученики привыкли спасаться от проблем, схватившись за мобильники или выйдя на компьютерах в интернет, продвижение вперед будет, действительно, сложной задачей.

Практически мы не можем помешать ученикам манипулировать технологиями для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей. В то же время мы еще не оценили долгосрочную ценность информационных технологий и их положительное воздействие на наше будущее.

Обработка данных и сложные расчёты производятся гораздо быстрее, чем это делает человеческий мозг. Это эффективно. В мире труда, научном мире и повседневной жизни эта способность экономит как время, так и человеческие ресурсы. Зачем держать информацию, когда она удобно хранится в вашем кармане, всегда готова к применению?

Между тем, «обучение» не всегда связано с конкретным содержанием. Речь идёт о наших навыках, формированию способностей учиться. Мы все закатывали глаза, шевелили губами, злились, когда нам приходилось изучать алфавит, запоминать даты ключевых исторических событий, таблицу умножения.

Да, возможно, далеко не все из нас вспомнят сейчас дату Бородинского сражения. Но благодаря этой практике мы научились учиться. Мы научились запоминать и хранить информацию, использовать её на практике. Эти наши навыки помогали в профессиональной карьере.

Базовые знания, умение решать проблемы, применение приобретенных знаний к новым и более сложным задачам, — все это передаваемые навыки, которые делают нас успешными и конкурентоспособными.

Да, наш мозг не в состоянии хранить и обрабатывать так, как делают наши устройства.

Но те, кто знает, как хранить, обрабатывать и применять информацию без использования этих устройств, всегда будут иметь преимущество над теми, кто этого не делает.

В нашем увлечении новыми гаджетами мы начинаем отказываться от некоторых основ критически мыслящего человека.

Таким образом, на данном тревожном этапе развития образования мы должны внимательно следить за тем, как информационные технологии влияют на само человечество.

Пока нет доказательств того, как наша жажда к миру информационных технологий, информационный обвал влияет на растущее поколение. Но многие учителя уже замечают растущую апатию учащихся. Я обратил внимание, что часто за результаты ЕГЭ учителя бояться гораздо больше учеников.

Ключевым инструментом современной информационно-образовательной революции является информационная перегрузка. Мы все это замечаем. Мы жуём бутерброды и спокойно следим, как за тысячи километров совершается насилие, люди убивают друг друга. Это страшно, но это есть. Потому что  с ростом информационного обвала растёт наша эмоциональная усталость.

И жесткий диск не может сохранить эти наши метания, стремление оградиться от окружающего мира, для следующего поколения. И наши ученики убегают от жестоких реалий в безликий виртуальный мир.

Чем больше наши ученики пребывают там, тем больше они удаляются от чувственного мира живых, где каждое имя — это сложная многогранная душа со своими болями и радостями.

Однако устранение от этого решается  одним бездумным щелчком. Мы восхищаемся социальными сетями, многие из взрослых тоже не выходят из «Одноклассников», сайтов знакомств и т.п. Однако правильно ли мы делаем это?

Некоторое утешение мы можем найти в банальном: в конечном счете время покажет, как всё дальше будет. В том числе и в образовании. В настоящее время цифровые учителя, в том числе и ваш покорный слуга, пользуются почётом и даже какими-то преимуществами. Мы смелые, дальновидные и новаторские.

С каждым новым приложением, программой или аппаратным обеспечением, которые такие учителя интегрируют в свои уроки, они оценивают себя передовыми в своей области, ориентированными на современность и использующими лучшие педагогические практики.

И часто похвала руководителей, коллег, безусловно, мотивирует, но если быть честными, уверены ли мы ценности данных современных технологий обучения?

Рискну показаться странным, но, кажется, пришло время для педагогов самостоятельных, самодостаточных и не хватающихся  за инновации. Мы слишком долго наблюдали за технологическим беспорядком последних десятилетий.

Мы продолжаем увлекаться технологическими новинками, не тратя время на перенастройку наших дидактических инструментов. Настало время замедлить ход событий и провести инвентаризацию всего, чего мы достигли. Только пауза поможет задуматься над правильностью наших действий. Или убедиться в наших «благих» заблуждениях.

Мы обязаны сделать так, чтобы наши ученики  достигли интеллектуальных высот, благодаря  хорошо продуманному технологическому ландшафту, а не просто обвалу  разрекламированных программ и цифрового оборудования.

На самом деле, это наша прямая ответственность, как учителей. Мы показали с вами, как могли бы мы работать в новых условиях. Теперь пришло время рассмотреть, ЧТО мы для этого должны сделать, чтобы получить добротные результаты по обучению и воспитанию молодого поколения. И не только статистические данные.

По мотивам дискуссии на сайте Education World.

Один комментарий к “Куда ведёт информационная революция?

  1. Елена говорит:

    Замечательная статья, нужные идеи и мысли.
    ,Наши ученики не могут часто элементарного, поэтому всякая интерактивность теряет смысл.
    Обладая инструментом, позволяющим узнать и научиться многому, наши ученики порою очень беспомощны.
    Например, работа с числами в стандартной записи, возведение в степень и извлечение корня.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.