Вспышка коронавируса не только ввела всех преподавателей «в ступор», но и заставила нас переосмыслить то, как организован образовательный процесс. Признаемся честно: до сих пор школы были сосредоточены в основном на оказании помощи ученикам в достижении конкретных результатов обучения, измеряемых единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Что часто превращало системное обучение в натаскивание учеников для успешного их испытания. Но вот вчера наши выпускники начали получать аттестаты без сдачи ЕГЭ и ничего катастрофического не случилось.
Мне кажется, что пандемия даёт нам возможность сделать паузу и поразмыслить о том, хотим ли мы всё ещё двигаться в этом направлении или же вместо этого пойти по новому пути, который будет больше фокусироваться на более вдумчивом углублённом обучении с учётом индивидуальных способностей, потребностей и запросов учащихся.
Наши школы должны больше внимания уделять развитию творческих способностей и воспитанию у учеников таких качеств, как любопытство, сострадание и удивление устройству окружающего их мира. В идеале, независимо от учебного предмета, конечно, хочется видеть, как учителя побуждают учеников испытывать врождённую радость открытий чего-то нового. Вместо того, чтобы требовать от учеников «правильного ответа», лучше учить детей задавать хорошие вопросы, раздвигающие их представления о той или иной предметной науке.
Мы с вами соскучились по личному общению с учащимися. И они тоже. Поэтому учителя могут использовать нынешний перерыв в обучении, чтобы заинтриговать самих себя прочитанным, увиденным, знакомством с чем-то удивительным.
Увидеть, переварить, а затем принести это в школу осенью, поделиться с учениками. Действительно, мы с вами можем же сделать что-то необычное, кроме написания рабочих программ, календарно-тематического планирования и рабочих листов. Именно то, что может произвести глубокое и длительное впечатление на учеников, будь то показ какого-то артефакта, увлекательный рассказ о своих личных впечатлениях, увлекательная идея, которой можно увлечь весь класс или новый взгляд на вполне обычные вещи.
Осенью наша преобразившаяся школа может стать местом, где великие идеи передаются следующему поколению и где сами ученики учатся развивать свои способности генерировать собственные идеи, проекты и продукты, а не просто попугайски выполнять то, что им было «задано на дом».
Действительно, иногда должно произойти нечто ужасное, чтобы получить в итоге положительный результат. Очень важно, чтобы наши школы, все образовательные чиновники использовали эти месяцы изоляции для того, чтобы действительно задуматься о том, что значит быть учеником двадцать первого века — время, когда знание одних фактов, к сожалению, неадекватно требованиям постоянно меняющегося общества. И самое главное, и, возможно, единственное лучшее, что мы можем помочь нашим ученикам, это жажда самообучения. Каждый ребёнок рождается с этой врождённой предрасположенностью к познанию нового. Иначе человечество давно бы исчезло.
Возможно, это утопическая идея. Возможно, мы опять окажемся под административным прессом, и снова начнём выполнять бессмысленные инструкции и отчёты к ним, заниматься рутинной, мало интересной для нас и учащихся, работой по подготовке к очередным экзаменам. Но если мы поможем ученикам восстановить это врождённое чувство любопытства и творчества, то в итоге получим молодые умы, которые в будущем будут активно работать над проблемами, с которыми мы сталкиваемся.
В таких условиях нам легче преодолеть это малопонятное и неопределённое будущее.