Давно ли вы смеялись, шутили на уроке? Помогают ли вам шутки для более эффективной работы? Для многих ответ очевиден. Известен даже афоризм одного из великих: «Учиться надо весело». Между тем, и использование шутки, смеха на уроке должны иметь под собой технологическую основу.
Автором приёма «Комическая атака» можно считать известного психолога, психотерапевта и писателя Владимира Леви, написавшего замечательный одноимённый бестселлер (Владимир Леви. Комическая атака. Смехолечение из первых лап. М. Торобоан, 2009)
Нельзя не согласиться с мнением В. Леви о том, что у большинства детей, равно как и взрослых, существует масса комплексов, внутренних зажимов, освобождение от которых способствует формированию более гармоничной личности. Смех лечит. Юмор и сатира для большинства людей безотказно делаю свое доброе дело, но даже и для «царевен-несмеян» тоже есть пути гармонизации.
Сам Владимир Львович, автор не только серьезных книг, но и стихов, песенок для детей не раз демонстрировал свою раскованность, наличие юмора.
Между тем, комическую атаку учитель может использовать не только в психотерапевтических целях, но и как один из эффективных приёмов техники педагогического общения.
С помощью этого приёма легче разорвать формальное общение, напряжённость в начале урока, зависшую паузу, настроить учеников на доверительное отношение к учителю. То есть организовать такое взаимодействие, которое будет способствовать комфортному учебному процессу.
Поучительный пример.
Великий Бернард Шоу известен своим искромётным юмором. Когда в Великобритании началось регулярное телевещание, престарелого писателя пригласили дать интервью. Первыми словам любимца англичан были: «Перед вами всё, что осталось от Бернарда Шоу». Одной репликой писатель расположил к себе сотни тысяч сограждан.
И даже отсутствие живого общения не помешало англичанам на многие годы запомнить выступление своего кумира.
Учитель может и должен шутить, смеяться. Однако, на мой взгляд, необходимо соблюдение нескольких правил.
1. Время комической атаки.
В самом начале занятия она уместна в том случае, когда мы хотим снять некоторое напряжение. Мы уже знаем класс, его ожидаемую реакцию.
Шутка уместна, когда класс устал. После небольшой весёлой паузы работоспособность ребят заметно вырастает.
При подаче сложного учебного материала тоже надо вовремя пошутить.
Завершать урок шуткой необходимо как можно реже. Яркий эмоциональный шок больше запомнится ученикам, чем содержание урока. А на самом деле мы добиваемся другого.
2. Дозированная подача.
Учёба — это, прежде всего, работа. Поэтому комическая атака должна быть небольшой, чтобы после весёлой встряски класс продолжал выполнение очередных учебных задач.
3. Уместность юмора, шутки.
Подготовленная вами шутка, а может и удачный экспромт, должны быть тематически или логически увязаны с тем, что происходило до этого на уроке. В таком случае не понадобится дополнительных усилий для продолжения работы.
4. Не высмеивать учеников. Это одно из важнейших табу. Высмеивание отдельного ученика — первый шаг сделать его изгоем и объектом для постоянных насмешек.
5. Над собой смеяться можно до разумных пределов. Вы учитель, а не клоун.
6. Комическая атака должна гармонично вписываться во всю деятельность учителя на уроке. Если вы пошутили, а потом закрылись скорлупой официальности, то ваши усилия были напрасны.
И хорошо, если учитель располагает целой копилкой шуток, анекдотических происшествий, событий с великими учёными, писателями, историческими деятелями.
И самое главное. Уметь рассмешить — это целое искусство. Если у вас не получается, то лучше не экспериментировать.
Да, это очень здорово, веселые минутки на уроках! Я сама человек веселый, и мне всегда было трудно весь урок не улыбаться, чтобы не провоцировать моих маленьких подопечных на неудержимый смех, который потом трудно было остановить. Помню свой первый набор первоклассников. На первых порах я могла шуткой сорвать свой же урок. Потом придумала такой прием, который очень выручал меня впоследствии: поговорила с ребятами о допустимости смеха на уроке, но с использованием некоторых обязательных условий — стоит мне поднять на уровне моего плеча ладонь, они должны сразу прекратить смех, все одновременно! Мы даже репетировали на физкультминутках, отрабатывая этот прием до автоматизма. Ученики подходили к этому мероприятию очень ответственно! И если кто-либо не мог вовремя остановиться, получал от своих одноклассников порицания. И вы можете представить себе реакцию преподавателей на моем открытом уроке, когда в классе раздался всеобщий смех. Я видела в глазах своих коллег сочувствие мне «Все, урок провален!!!». Но прием сработал безотказно — сочувствие моментально сменилось удивлением! Если вы до сих пор не пробовали подобный прием, обязательно возьмите его на вооружение. Удачи!