Многие учителя предпочитают воспользоваться готовыми мультимедийными разработками, которые в большом количестве выкладываются на различных образовательных порталах и сайтах. Принцип «собирательства» разный.
Большой первоначальный интерес вызывали мультимедийные уроки учителей, выполненные, как правило, в PowerPoint.
Первый «вал» таких авторских проектов явно обеспокоил организаторов методических хранилищ. Огромное количество выложенных в сети мультимедийных уроков мало отражалось на качестве образовательного процесса.
Появились и сугубо технические трудности: как хранить такие постоянно возрастающие объемы? Безусловно, необходима была экспертиза «самодельной» мультимедийной продукции.
Образовательный портал «Сеть творческих учителей».
90 508 зарегистрированных пользователей. 26 053 материалов (на 24.01.2011 г.) в библиотеках сетевых сообществ.
Размещению представленных материалов в библиотеках предметных и надпредметных сообществ предшествует их общественная экспертиза — обсуждение на форуме.
Окончательное решение принимают координаторы, эксперты сообществ.
5-летняя работа активных участников портала прошла весьма продуктивно. Создан ряд тренажёров, тестеров, шаблонов, конструкторов. В ряде предметных сообществ началось создание мультимедийных пособий, интерактивных плакатов и других цифровых ресурсов сложной, многоуровневой структуры.
Между тем, назрела необходимость более удобной навигации. Поиск ресурсов затруднен большим количеством промежуточных шагов, разбросанностью материала
____________________________
Сетевое сообщество Интернет-государство учителей.
29 858 зарегистрированных пользователей.
Большой популярностью пользуется Инфотека сообщества. В коллекции собрано 32 094 работы (на 24.01.2011 г.). Наряду с проходным, незаметными разработками, встречаются уникальные тренажеры, модули, мультимедийные пособия.
Несколько лет назад координаторы сообщества, видя большой поток недоброкачественных ресурсов, обратились за помощью экспертов.
Однако часто поиск необходимой работы затруднен. К примеру, по номинации «Начальная школа» собрано 3 926 единиц ресурсов. Между тем, отсутствует рубрикатор предметов. Поиск можно сузить лишь по классам и типу ресурсов, да и то поисковая система работает некорректно. Такая же ситуация и в ряде других предметов.
_________________________________
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
14 994 единицы цифровых образовательных ресурсов (на 24.01.2011 г.).
Проект реализуется Национальным Фондом подготовки кадров. (НФПК)
Все ресурсы разбиты по предметам, однако тематический рубрикатор в каждом из представленных учебных предметов отсутствует. Градации по типу и качеству ресурсов также нет. На мой запрос о наличии рецензии система показала лишь одну работу.
_______________________________________
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов представляет большой интерес для творческих учителей, прежде всего, не коллекцией мультимедийных уроков. Они здесь отсутствуют.
Зато в большом количестве представлены модули, тренажеры, тестеры, конструкторы, электронные учебные пособия, разработанные в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования».
В состав коллекции вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Удобная навигация, эффективная поисковая система. Проблема для пользователей (особенно провинциальных) может быть лишь одна. Большинство ресурсов много «весят», и при небольшой скорости Интернета «закачка» ресурсов займёт много времени.
_____________________________________
Заметный интерес представляют собой ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. В каталоге Центра насчитывается 25 316 электронных учебных модулей. Для воспроизведения электронных учебных модулей (ЭУМ) необходимо установить на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для ОС Windows или для Alt Linux.
«Закачака» этих проигрываетелей не займет много времени. Их «вес» соответственно 8,2 и 3,4 МГб.
Учитель найдёт для себя много полезных тренажёров, модулей. Ряд из них можно эффективно использовать на интерактивной доске. Большинство ресурсов «весят» в пределах досягаемости для нормального пользователя.
_____________________________________
Мощными ресурсами обладает информационный интегрированный продукт КМ-школа. Представлены все предметные области. Абсолютное большинство ресурсов представлено в формате .kma и предназначены для импорта и просмотре исключительно в ИИП «КМ-школа». Но необходимо учесть, что демо-версия КМ-school «весит» 600 МГб, что может представить некоторые трудности в тех, у кого Интернет недостаточно быстрый.
____________________________________
Отдельно уроки Кирилла и Мефодия представлены для начальной школы. Они разработаны на основе их же мультимедийных пособий. Как и в предыдущем случае, пользователь столкнется с проблемой «закачки» больших объемов. К примеру, комплект уроков по окружающему миру (1-4 классы) «весят» 3,16 GB.
Существует ряд региональных коллекций мультимедийных уроков. Имеются коллекции мультимедийных разработок в предметных образовательных сайтах. Активно развивается система сетевых конкурсов мультимедийных уроков.
Учитывая современный «зуд» на конкурсы, их организаторы получают мультимедийные разработки в огромных количествах.
Но на мой взгляд, значительная часть представляемых материалов вряд ли заслуживает внимания. И организаторы конкурсов, как правило, быстро их отсеивают.