Какую модель дистанционного обучения выбрать?

karantin

Поскольку наши школы готовятся к началу нового учебного года, учителям, руководителям образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием необходимо чётко определиться, какую модель дистанционного обучения выбрать. Безусловно, все, кто так или иначе связан с образованием, были потрясены разительными переменами, происходящими в обучении  наших учеников в последние месяцы. Большинство учителей имели большой опыт преподавания в обычных условиях без ограничительных карантинных мер. Они имели относительную свободу в реализации образовательных программ, а таже в выборе методов обучения. Поскольку в той или иной мере планируется дальнейшее дистанционное обучение наших учеников, необходимо готовиться к различным моделям смешанного или полностью удалённого образовательного процесса.

В течение нескольких месяцев мы обсуждали с вами, какие цифровые инструменты выбрать. На мой взгляд. необходимо оглянуться и задуматься, как их использовать в СИСТЕМЕ, подчинив нашему стратегическому замыслу. Важно провести инвентаризацию имеющихся цифровых инструментов и задуматься в какой модели дистанционного обучения они наиболее эффективны.

Выбор модели дистанционного обучения зависит от многих обстоятельств:

  • уровня карантинных мер в своём регионе
  • уровня технической готовности
  • уровня технологической готовности учителей и учеников
  • возрастных особенностей учащихся

самостоятельное онлайн обучение

Удалённая самостоятельная познавательная деятельность учащихся часто воспринимается как весьма трудный процесс, но при правильном подходе она может привести к значительному росту успеваемости. Во время организации самостоятельной образовательной практики учитель побуждает учеников применять, демонстрировать ранее приобретённые навыки. Затем учащиеся выполняют задание «самостоятельно», демонстрируя то, чему они научились, и показывая свою компетентность. Я не зря взял слово самостоятельно в кавычки. Безусловно, учителю будет сложно проконтролировать, насколько глубоко ученик усвоил учебный материал, так как удалённое выполнение промежуточных тестов, других форм опосредованного контроля позволяют найти лазейки для подсказок родителей и всесильного интернета.

Роль учителя в самостоятельной работе учеников заключается в их поддержке. Учитель-фасилитатор.

Проектирование модели самостоятельного дистанционного обучения направлено на на оптимизацию следующих важных условий:

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся
  • адаптация школьной программы к условиям дистанта
  • обеспечение обратной связи
  • наличие цифровых инструментов и уверенное владение ими учителем и учениками

в чём достоинства модели самостоятельного дистанционного обучения?

Двуединая цель обучения должна заключаться в усвоении учащимися содержание урока таким образом, чтобы они могли извлекать и правильно применять приобретённые знания, а с другой стороны продолжать самостоятельное обучение, опираясь на полученную учебную информацию. Самостоятельное дистанционное обучение включает в себя следующие процедуры:

  • наличие оперативной обратной связи с учителем
  • учёт индивидуальной успеваемости ученика
  • наличие виртуального класса
  • учёт академических достижений учащихся

Modeli

Безусловно, инструменты показаны не все.

Организация самостоятельного дистанционного обучения может быть использована для развития персонального подхода в работе с учащимися. Учитель выстраивает индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика. Процесс  самостоятельного дистанционного обучения может быть также эффективен для в работе малых группах, где учитель выступает посредником в общении учащихся группы и экспертом представляемых учебных проектов.

Для какого ученика подходит самостоятельное дистанционное обучение?

Такой подход в обучении требует учёта сильных и слабых сторон  вашего ученика, его опыта и технических возможностей работы в режиме удалёнки.

Чтобы обеспечить успех стратегии самостоятельного дистанционного обучения, ученики, по крайней мере, должны обладать следующими навыками и умениями:

  • критического мышления
  • достаточной самостоятельности, уверенности в себе
  • самоконтроля/самоуправления

Что такое управляемое дистанционное обучение?

Направленное дистанционное обучение относится к явному, структурированному обучению со стороны учителя. Исторически сложилось так, что модель управляемой педагогической практики обеспечивает ощутимые, зримые доказательства обучения, когда после изучения нового учебного материала, а затем учительского сопровождения по всем этапам образовательного процесса, ученики производят свой самостоятельно подготовленный рабочий продукт, демонстрирующий их содержательные знания в виде устных ответов, контрольных и самостоятельных работ в классе.

В режиме удалённого обучения в данном модели учитель стремится к постоянной действенной обратной связи, целью которой является овладение учениками предметного  содержания. Чаще всего он использует инструменты синхронного обучения учащихся.

И такая  модель тоже даёт учителю простор для манёвра. В то время как отдельные  ученики работают самостоятельно и опережают своих сверстников, учитель занимается с учениками, которые нуждаются в его помощи. Модель управляемого дистанционного обучения выстраивается в последовательности

  • я делаю, инструктирую, 
  • мы делаем
  • вы делаете

Учитель и здесь может выступать как организатор учебного процесса, эксперт и консультант. Он даёт ученикам возможность овладеть каждым навыком или предметным содержанием самостоятельно, но если у кого-то не получается, он всегда спешит на помощь.

В определённой мере управляемое дистанционное обучение может стать переходным к самостоятельному обучению. Это может произойти лишь в том случае, если все ученики на определённом этапе показали готовность и умение работать самостоятельно.

Управляемое дистанционное обучение включает в себя три следующих этапа:

Этап 1

Учитель освещает кратко новую учебную тему, инструктирует учеников, как выполнить домашнее задание, показывает, различные сценарии выполнения заданий. На этом этапе у ученика — роль наблюдателя. Учитель приводит примеры, которые должны привлечь внимание учащихся к демонстрируемому заданию.

Этап 2

Ученик и учитель выполняют задание вместе с помощью технологий синхронного обучения. Во время этой фазы ученик выполняет задание в сопровождении учителя, который в случае необходимости вмешивается или прото поддерживает ученика на протяжении всего процесса выполнения задания.

Этап 3

Учащиеся выполняют домашнее задание самостоятельно. На этом этапе ученики берут на себя ответственность за адаптацию учебной среды применительно к своим индивидуальным особенностям восприятие и трансформации учебной информации. Причём они выполняют учебные задачи без участия учителя. Учитель теперь является наблюдателем, обеспечивающим конкретную обратную связь, если ученик просит разъяснений.

Каковы достоинства модели управляемого дистанционного обучения?

Можно выделить два основных преимущества такой модели:

1.Весь контент разбит на уроки (прежде всего, видеоуроки, интерактивные рабочие листы).

2. Учитель дает чёткие инструкции ученикам, определяя когда и как изучить учебный материал, выполнить задание. Учитель обеспечивает эффективную обратную связь, чтобы убедиться в правильности выполнения учебных задач.

Для каких учеников подходит управляемое дистанционное обучение?

Такая модель — замечательная технология обучения тех учеников, которые нуждаются в постоянном сотрудничестве с учителем и в чётких указаниях на каждом этапе выполнения задания. Не стоит забывать и о возрастных особенностях. К примеру, такая модель управляемого дистанционного обучения будет крайне востребована в начальной школе.

Более того, в случае возникновения возможности очного обучения для части учащихся образовательного учреждения приоритет должен быть отдан учащимся младших классов.

Ещё одна группа учеников, для которой такая модель будет более эффективной, — это ученики с ограниченными возможностями здоровья. Такие ученики должны иметь дополнительное время для взаимодействия с учителем, получить доступ к особым образом выстроенному образовательному содержанию. Разумеется, такие дети нуждаются в своём темпе и формате обучения. При первой же возможности следует рассмотреть вопрос очного обучения в специально оборудованных помещениях.

model2

Инструменты указаны не все

Как определить, какую модель использовать

Обе модели имеют большой потенциал для эффективного обучения. При определении того, какую педагогическую практику использовать, можно учесть следующие рекомендации:

  • необходимо определить уровни развития учащихся
  • обеспечить содержание, соответствующее уровню развития и академическим потребностям учащихся
  • используйте учебные материалы и цифровые инструменты, которые требуют наибольшего взаимодействия с учениками
  • предоставьте ученикам достаточно времени для выполнения учебных задач
  • не переусердствуйте, не забывайте, что кроме вашей предметной дисциплины ученики получают задания и от других учителей
  • наблюдайте за учениками, когда они работают, чтобы определить, нуждаются ли они в дополнительном разъяснении или другой помощи

Читайте в архиве Дидактора статьи о дистанционном обучении, которые регулярно выходили с марта месяца нынешнего года.

Один комментарий к “Какую модель дистанционного обучения выбрать?

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.