Привет из Кемерово, читатели Дидактора!
В этом чудесном и приветливом сибирском городе проходила Всероссийская конференция, где ваш покорный слуга не только выступал с небольшими докладами, но и провёл на второй день большой авторский семинар.
А ниже мои путевые раздумья о состоянии дела информатизации образования в нашей стране.
В первом десятилетии ХХI века информатизация образования в нашей стране развивалась прежде всего за счёт «наращивания мускулов»: поставок в образовательные учреждения цифрового оборудования, соответствующего программного обеспечения и электронных учебных пособий.
В принципе на начальном этапе это было неплохо.
Однако мы в очередной раз проморгали изменение ситуации.
Упомянутый путь информатизации оказался весьма затратным и далеко не всегда продуктивным. Дорогостоящее оборудование, сотни обучающих программ быстро устаревали материально и морально.
А на их обновление необходимы новые ассигнования, которые сами образовательные учреждения не всегда могут себе позволить.
Между тем, в федеральных программах проблемы ремонта дорогого оборудования, его обновления не учитывалась. Деньги вбрасывались в новые и новые проекты.
Между тем, появился альтернативный путь, менее затратный, но весьма эффективный, который в начале второго десятилетия XXI века, заявил о себе в полную силу.
Облачные технологии
Известные человечеству ещё на рубеже веков, они получили новое дыхание, благодаря
- значительному увеличению скорости интернет-соединения;
- появившимся мобильным устройствам с доступом в интернет: сверхлёгким ноутбукам, планшетам, смартфонам;
- появившейся сети удалённых серверов.
В итоге в современном образовании появились новые возможности организации учебного процесса, организации новых форм обучения.
Как правило, приводятся следующие примеры облачных технологий в образовании:
- облачные хранилища данных;
- электронные дневники;
- журналы;
- дистанционное обучение;
- виртуальные лаборатории;
- виртуальные образовательные учреждения;
- тестеры;
- дидактические игры
- онлайн конструкторы цифровых дидактических единиц, которыми мо-гут пользоваться учителя;
- специализированные социальные сети;
- специализированные хранилища видео (Yotube и т.п.);
- программы для текстового, голосового и видеообмена (Skype и т.п.).
Впрочем, абсолютное большинство технологических решений изначально никак не было связано с образованием. Требовался определённый период адаптации появляющихся новшеств к образовательному процессу.
Крайне мало в мире примеров, когда, наоборот, то или иное технологическое решение появляется по запросу педагогического сообщества.
В наши дни перечисленные технологии стали основой для динамично формирующегося онлайн образования, а также для такой самостоятельной формы обучения как дистанционное обучение, в которых ведущую роль играют интернет-технологии.
Современные технологии позволяют не только передать значительную учебную информацию на расстояние, но и обеспечить прямое общение учителя и ученика, преподавателя вуза и студента.
Таким образом, стала возможна организация интерактивной обучающей среды.
С одной стороны это позволяет ученику выстраивать индивидуальную трассу обучения: выбирать присущий для себя темп, путь усвоения учебного материала.
В любой момент ученике может не только выполнять учебные задачи, но и задать уточняющий вопрос, сообщить свою оценку происходящему факту, событию, спровоцированной учителем проблемной учебной ситуации.
В то же время учитель живо реагирует на учебную деятельность ученика, корректирует его работу.
К таким новым методам мультимедийной дидактики, организуемых средствами интернета, можно отнести
- чат-технологии;
- Skype-технологии;
- веб-конференции;
- веб-семинары (вебинары);
- дидактические игры;
- тренинги;
- исследовательская деятельность на основе виртуальных лаборато-рий;
- совместное коллективное творчество.
Очень важен системный подход к использованию большого перечня современных интернет-технологий. Это поможет избежать однобокости в подаче информации и обеспечить комфортные условия всем участникам образовательного процесса.
Используя готовые электронные учебные пособия и другие обучающие программы, учитель кроме этого всегда стремится создать свои собственные дидактические единицы, максимально адаптированные к конкретным условиям конкретной образовательной среды.
В связи с этим большую помощь учителю оказывают онлайн конструкторы дидактических единиц:
- Тренажёров,
- Тестеров,
- Дидактических игр,
- Викторин и др.
Эти объясняет популярность таких международных творческих площадок, как ClassTools, появившийся в Германии LearningApps и другие.
В последние годы быстрыми темпами развивается направление «виртуальной интерактивной доски», предназначенной для коллективного творче-ства в интернете для выполнения ученических проектов. Они обладают оперативностью обмена данными, размещение её в одном информационном блоке, где каждый из участников может внести свои коррективы в общий проект.
Данные сервисы функционально полностью заменяют возможности реальной интерактивной доски: рисование, перетаскивание объектов и пр.
В число информационно-образовательных технологий все чаще входят те ресурсы, которые учитывают наличие мобильных устройств с доступом в интернет (ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны) у всех участников образовательного процесса.
Узкая специализация онлайн сервисов приводит к их совершенствованию, предоставлению более эффективных образовательных услуг. Это наглядно проявляется при выборе учителем наиболее приемлемого для себя онлайн конструктора для создания тестов, Данные сервисы легко заменяют дорогостоящие системы голосования. Главное условие – надёжное интернет-соединение.
Выбирая тот или иной онлайн конструктор, учитель учитывает его возможности при организации фронтального опроса, использование не только текстовых заданий, но и наглядности, разнообразие видов тестов, учёт результатов, оперативность в получении данных, учёт индивидуальных осо-бенностей учеников.
Такие задания увлекают учеников, позволяют увеличить интерактивность обучения, а следовательно его эффективность.
Таким образом, мобильные устройства становятся реальными помощниками учителя. Да и для учеников планшеты, смартфоны превращаются из средств развлечения и виртуального общения со сверстниками в эффективные инструменты для образования.
Все большее распространение получают виртуальные библиотеки, учебные тренажёры и другие интернет-ресурсы, которые позволяют ученику иметь доступ к учебной информации в любом месте, а не только в школе или дома.
Статья получилась актуальной. Действительно, бывает жаль всех потраченных средств государством, когда видишь, что это не работает по объективным причинам.
В тоже время уже сегодня много хороших ресурсов в сети с которыми удобно и интересно работать.
Один из образовательных ресурсов — https://www.coursera.org — для дистанционного обучения, уровень обучения высокий, принцип построения материала: видео сюжет + поясняющий текст + вопросы для самоконтроля.