Какова альтернатива стихийной информатизации образования?

Kemerovo

Привет из Кемерово, читатели Дидактора!

В этом чудесном и приветливом сибирском городе проходила Всероссийская конференция, где ваш покорный слуга не только выступал с небольшими докладами, но и провёл на второй день большой авторский семинар.

 

А ниже мои путевые раздумья о состоянии дела информатизации образования в нашей стране.

В первом десятилетии ХХI века информатизация образования в нашей стране развивалась прежде всего за счёт «наращивания мускулов»: поставок в образовательные учреждения цифрового оборудования, соответствующего программного обеспечения и электронных учебных пособий.

В принципе на начальном этапе это было неплохо.

Однако мы в очередной раз проморгали изменение ситуации.

Упомянутый путь информатизации оказался весьма затратным и далеко не всегда продуктивным. Дорогостоящее оборудование, сотни обучающих программ быстро устаревали материально и морально.

А на их обновление  необходимы новые ассигнования, которые сами образовательные учреждения не всегда могут себе позволить.

Между тем, в федеральных программах проблемы ремонта дорогого оборудования, его обновления не учитывалась. Деньги вбрасывались в новые и новые проекты.

Между тем, появился альтернативный путь, менее затратный, но весьма эффективный, который в начале второго десятилетия XXI века, заявил о себе в полную силу.

Облачные технологии

Известные человечеству ещё на рубеже веков, они получили новое дыхание, благодаря

  • значительному увеличению скорости интернет-соединения;
  • появившимся мобильным устройствам с доступом в интернет: сверхлёгким ноутбукам, планшетам, смартфонам;
  • появившейся сети удалённых серверов.

В итоге в современном образовании появились новые возможности организации учебного процесса, организации новых форм обучения.

Как правило, приводятся следующие примеры облачных технологий в образовании:

  • облачные хранилища данных;
  • электронные дневники;
  • журналы;
  • дистанционное обучение;
  • виртуальные лаборатории;
  • виртуальные образовательные учреждения;
  • тестеры;
  • дидактические игры
  • онлайн конструкторы цифровых дидактических единиц, которыми мо-гут пользоваться учителя;
  • специализированные социальные сети;
  • специализированные хранилища видео (Yotube и т.п.);
  • программы для текстового, голосового и видеообмена (Skype и т.п.).

 

Впрочем, абсолютное большинство технологических решений изначально никак не было связано с образованием. Требовался определённый период адаптации появляющихся новшеств к образовательному процессу.

Крайне мало в мире примеров, когда, наоборот, то или иное технологическое решение появляется по запросу педагогического сообщества.

В наши дни перечисленные технологии стали основой для динамично формирующегося онлайн образования, а также для такой самостоятельной формы обучения как дистанционное обучение, в которых ведущую роль играют интернет-технологии.

Современные технологии позволяют не только передать значительную учебную информацию на расстояние, но и обеспечить прямое общение учителя и ученика, преподавателя вуза и студента.

Таким образом, стала возможна организация интерактивной обучающей среды.

С одной стороны это позволяет ученику выстраивать индивидуальную трассу обучения: выбирать присущий для себя темп, путь усвоения учебного материала.

В любой момент ученике может не только выполнять учебные задачи, но и задать уточняющий вопрос, сообщить свою оценку происходящему факту, событию, спровоцированной учителем проблемной учебной ситуации.

В то же время учитель живо реагирует на учебную деятельность ученика, корректирует его работу.

К таким новым методам мультимедийной дидактики, организуемых средствами интернета, можно отнести

  • чат-технологии;
  • Skype-технологии;
  • веб-конференции;
  • веб-семинары (вебинары);
  • дидактические игры;
  • тренинги;
  • исследовательская деятельность на основе виртуальных лаборато-рий;
  • совместное коллективное творчество.

Очень важен системный подход к использованию большого перечня современных интернет-технологий. Это поможет избежать однобокости в подаче информации и обеспечить комфортные условия всем участникам образовательного процесса.

Используя готовые электронные учебные пособия и другие обучающие программы, учитель кроме этого всегда стремится создать свои собственные дидактические единицы, максимально адаптированные к конкретным условиям конкретной образовательной среды.

В связи с этим большую помощь учителю оказывают онлайн конструкторы дидактических единиц:

  • Тренажёров,
  • Тестеров,
  • Дидактических игр,
  • Викторин и др.

Эти объясняет популярность таких международных творческих площадок, как  ClassTools, появившийся в Германии LearningApps  и другие.

В последние годы быстрыми темпами развивается направление «виртуальной интерактивной доски», предназначенной для коллективного творче-ства в интернете для выполнения ученических проектов. Они обладают оперативностью обмена данными, размещение её в одном информационном блоке, где каждый из участников может внести свои коррективы в общий проект.

Данные сервисы функционально полностью заменяют возможности реальной интерактивной доски: рисование, перетаскивание объектов и пр.

В число информационно-образовательных технологий все чаще входят те ресурсы, которые учитывают наличие мобильных устройств с доступом в интернет (ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны) у всех участников образовательного процесса.

Узкая специализация онлайн сервисов приводит к их совершенствованию, предоставлению более эффективных образовательных услуг. Это наглядно проявляется при выборе учителем наиболее приемлемого для себя онлайн конструктора для создания тестов, Данные сервисы легко заменяют дорогостоящие системы голосования. Главное условие – надёжное интернет-соединение.

Выбирая тот или иной онлайн конструктор, учитель учитывает его возможности при организации фронтального опроса, использование не только текстовых заданий, но и наглядности, разнообразие видов тестов, учёт результатов, оперативность в получении данных, учёт индивидуальных осо-бенностей учеников.

Такие задания увлекают учеников, позволяют увеличить интерактивность обучения, а следовательно его эффективность.

Таким образом, мобильные устройства становятся реальными помощниками учителя. Да и для учеников планшеты, смартфоны превращаются из средств развлечения и виртуального общения со сверстниками в эффективные инструменты для образования.

Все большее распространение получают виртуальные библиотеки, учебные тренажёры и другие интернет-ресурсы, которые позволяют ученику иметь доступ к учебной информации в любом месте, а не только в школе или дома.

Один комментарий к “Какова альтернатива стихийной информатизации образования?

  1. Елена говорит:

    Статья получилась актуальной. Действительно, бывает жаль всех потраченных средств государством, когда видишь, что это не работает по объективным причинам.
    В тоже время уже сегодня много хороших ресурсов в сети с которыми удобно и интересно работать.
    Один из образовательных ресурсов — https://www.coursera.org — для дистанционного обучения, уровень обучения высокий, принцип построения материала: видео сюжет + поясняющий текст + вопросы для самоконтроля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.