Различные аспекты современного урока, проблемы взаимодействия ученика и учителя в процессе обучения уже давно являются предметом серьезных дискуссий и темой «круглых столов» и научных конференций.
Вполне серьёзно обсуждаются вопросы: быть уроку в школе или не быть?
Среди научных оппонентов появились даже сторонники альтернативных форм передачи знаний. Однако повседневная педагогическая практика убедительно доказывает, что
урок еще не исчерпал всех своих возможностей.
Проблема состоит в том, какой смысл мы вкладываем в это емкое понятие «УРОК». К сожалению, классическое определение не отражает всей его многогранности:
«УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)»
(Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).
Между тем, толковые словари русского языка позволяют нам задуматься о более глубинном значении слова, а следовательно и более широком трактовании понятия «урок», как
нечто поучительного,
того, из чего можно сделать вывод для будущего:
- Уроки истории.
- Получить хороший урок. Это ему урок на будущее.
- Извлечь урок.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 2000. Электронная версия).
Таким образом, в любом уроке закладывается определённое воспитательное начало.
Урок — это уникальная форма педагогического общения.
И, прежде всего, следует не высасывать из пальца все новые и новые «типологии уроков», «виды и типы уроков», а учить учителя современным формам этого общения, как с помощью электронных средств обучения, так и без них.
Любопытно, что многие учителя имеют прирождённый талант педагогического общения, хотя часто на аттестационных экзаменах теряются при простейших вопросах методического и методологического характера.
В научно-педагогической литературе широко используется понятие «современный урок», который противопоставляется уроку традиционному.
Безусловно, информационная революция, происходящая на наших глазах, вносит существенные коррективы в образовательный процесс. Ученые-педагоги вкладывают в понятие «современный урок» не только временную характеристику, но и ряд значительных отличий от традиционного урока
по теоретико — познавательным основам,
характеру управленческих действий:
- планированию,
- организации,
- руководству,
- контролю.
В нынешних условиях современный урок — это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. В чем ее уникальность? Видимо, в технологичности развивающего эффекта урока.
Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на УЧЕНИЕ.
Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель — ученик.
На мой взгляд, в наше время учителя больше всего нуждаются не в описании всё новых и новых типов и видов уроков, а в статьях и монографиях, касающихся
- методов управления образовательным процессом на уроке. А если учесть современную ситуацию перенасыщенности информационно-образовательного пространства, учитель должен научиться уметь управлять информационными потоками, создавать наиболее комфортные условия для учеников в восприятии данной информации.
- способов педагогического общения,
- конструирования педагогических ситуаций и путям разрешения педагогических конфликтов.
Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание также является важнейшим условием образования.
Вроде бы вполне понятно: необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности.
Однако длительное пребывание всего нашего образования в стадии модернизации, хаос в управлении во всей вертикали, постоянные шараханья и кампанейщина,- давно лишили многих учителей творческого начала.
Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат.