Какой современный урок нужен современному учителю?

3d men

Различные аспекты современного урока, проблемы взаимодействия ученика и учителя в процессе обучения уже давно являются предметом серьезных дискуссий и темой «круглых столов» и научных конференций.

Вполне серьёзно обсуждаются вопросы: быть уроку в школе или не быть?

Среди научных оппонентов появились даже сторонники альтернативных форм передачи знаний. Однако повседневная педагогическая практика убеди­тельно доказывает, что

урок еще не исчерпал всех своих воз­можностей.

Проблема состоит в том, какой смысл мы вкладыва­ем в это емкое понятие «УРОК». К сожалению, классическое определение не отражает всей его многогранности:

«УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразова­тельных школах, профтехучилищах и средних специаль­ных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)»

(Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).

Между тем, толковые словари русского языка позволяют нам задуматься о более глубинном значении слова, а следова­тельно и более широком трактовании понятия «урок», как

нечто поучительного,

того, из чего можно сделать вывод для будущего:

  • Уроки истории.
  • Получить хороший урок. Это ему урок на будущее.
  • Извлечь урок.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 2000. Электронная версия).

Таким образом, в любом уроке закладывается определённое воспитательное начало.

Урок — это уникальная форма педагогического общения.

И, прежде всего, следует не высасывать из пальца все новые и новые «типологии уроков», «виды и типы уроков», а учить учителя современным формам этого общения, как с помощью электронных средств обучения, так и без них.

Любопытно, что многие учителя имеют прирождённый талант педагогического общения, хотя часто на аттестационных экзаменах теряются при простейших вопросах методического и методологического характера.

В научно-педагогической литературе широко используется понятие «современный урок», который противопоставляется уроку традиционному.

Безусловно, информационная революция, происходящая на наших гла­зах, вносит существенные коррективы в образовательный процесс. Ученые-педагоги вкладывают в понятие «современный урок» не только временную характеристику, но и ряд значительных отличий от традиционного урока

по теоретико — познавательным основам,

характеру управленческих действий:

  • планированию,
  • организации,
  • руководству,
  • контролю.

В нынешних условиях современный урок — это, прежде все­го,  уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащихся. В чем ее уникальность? Видимо, в технологично­сти развивающего эффекта урока.

Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на УЧЕНИЕ.

Это не обыкновенное   «натаскивание»   учеников,   не   экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель — ученик.

На мой взгляд, в наше время учителя больше всего нуждаются не в описании всё новых и новых типов и видов уроков, а в статьях и монографиях, касающихся

  • методов управления образовательным процессом на уроке. А если учесть современную ситуацию перенасыщенности информационно-образовательного пространства, учитель должен научиться уметь управлять информационными потоками, создавать наиболее комфортные условия для учеников в восприятии данной информации.
  • способов педагогического общения,
  • конструирования педагогических ситуаций и путям разрешения педагогических конфликтов.

Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание также является  важнейшим  условием  образования.

Вроде бы вполне понятно: необходимо  создать обстановку   взаимодействия   и   взаимной   ответственности.

Однако длительное пребывание всего нашего образования в стадии модернизации, хаос в управлении во всей вертикали, постоянные шараханья и кампанейщина,- давно лишили многих учителей творческого начала.

Только при  наличии  высокой мотивации  всех участников  образовательного   взаимодействия   возможен   положительный результат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.