У каждого из педагогов время от времени возникал риторический вопрос: а для чего я пишу план-коспекты уроков? И для кого:
- Для себя?
- Для проверяющих?
- Для учеников?
От ответа на этот вопрос зависит не просто результативность урока, а вообще степень профессионального отношения к своему делу. Если нужна банальная отписка — к нашим услугам многочисленные методические рекомендации с подробно расписанными планами. Есть даже специальные сайты, предлагающие план-коспекты по всем предметам. Вряд ли дидактически верным будет обыкновенное представление ученикам плана как некоего развёрнутого перечня вопросов. Они просто не запомнятся ученикам. Поэтому учитель должен попытаться представить новый учебный материал, как некий визуальный образ.
Если план урока нам необходим для предъявления его классу, стоит задуматься, насколько эффективно мы используем этот учебный эпизод урока.
План урока — это не только постановка учебных задач, но и сжатое представление всей учебной информации.
Наиболее близки к такому пониманию плана урока опорные конспекты. В данном случае, как правило, присутствует в той или иной степени «кодирование» учебной информации и требуются определённые комментарии учителя.
Необходимы яркие пятна, очаги притяжения, которые будут способствовать формированию цельного зрительного образа новой учебной единицы. Мы избавляемся от линейности, которая, к сожалению, присуща большинству мультимедийных и традиционных уроков.
Наш визуализированный план урока является в то же время своеобразным меню. Каждый из его компонентов является гиперссылкой к определённому учебному эпизоду.
Мы избавляемся от кнопки возврат домой.
Это очень удобно для управления уроком.
Посмотрите мой набросок по теме ФИЗИКА ПЛАЗМЫ.
Такой подход способствует формированию визуального мышления учащихся. В условиях информационной перенасыщенности обучающимся всё сложнее освоить большие массивы знаний. Зрительные образы помогают учащемуся на всех этапах мыслительной деятельности.
Причём эффективность обучения находится в прямой зависимости от качества представления больших массивов информации в компактные визуальные объекты.