Как удержать внимание учеников во время синхронного онлайн урока?

Remote-Learning

Эта статья родилась из собственных проб и ошибок, из увиденного в интернете. Нет сомнения, что нам довольно трудно проводить занятия в непривычных условиях. Не комфортно не только нам, но и нашим ученикам. Мы давно сделали для себя выводы, что большинство учеников, хорошо учившихся в режиме нормальной школы, так же хорошо занимаются и удалённо. Но как быть с теми детьми, за которыми всегда нужно было внимание на уроке? Порой на обычном занятии было достаточно одного взгляда, чтобы ученик снова погрузился в урок, не отвлекался. А как быть во время онлайн урока? Возможно, некоторые приведённые рекомендации лежат на поверхности, но давайте задумаемся, разберёмся, что зависит от нас, чтобы организация онлайн урока была бы эффективной.

Установите зрительный контакт, глядя на объектив камеры

Смотрите прямо в объектив камеры, а не на экран. Учащиеся будут чувствовать, что вы смотрите им в глаза.

Это особенно важно, если вы используете не ноутбук, а веб-камеру, подключенную к компьютеру, и особенно если камера находится на некотором расстоянии от экрана.

Если у вас есть фиксированная веб-камера на ноутбуке, камера находится чуть выше экрана, поэтому она будет менее заметна, если вы посмотрите на экран, а не на объектив.

Проверьте свое присутствие на экране

Проверьте камеру, чтобы убедиться, что вы не показываете половину своей головы или не смотрите на камеру под слишком низким или слишком высоким углом.

Обратите внимание на освещённость. Повернитесь лицом к окну или другому источнику света, а не к свету позади вас.

Не будьте просто говорящей головой

Встаньте или подойдите ближе к камере, когда это необходимо. Например, вы можете показать крупный план своего рта при обучении произношению иностранных слов. Или, к примеру в начале урока подойти к своему стулу, помахать рукой и затем лишь присесть.

Используйте жесты и мимику

Делайте это фиксированно, чётко, может быть даже преувеличенно, обозначьте жесты и мимику при обучении в прямом эфире, иначе они не будут видны на маленьких экранах.

Вы можете попробовать это во время видеозвонка с коллегами, чтобы увидеть, как у вас получается, или вы можете записать себя, делая тренировочный прогон онлайн урока с помощью программного обеспечения для захвата экрана, и посмотрите, как это выглядит, когда вы смотрите запись.

Простая улыбка скажет вашим ученикам, что вы рады им, что вы с ними. Будьте естественны, так как вымученная или постоянная прилепленная к лицу улыбка может произвести совершенно обратное впечатление. Вы же не хотите показаться неискренними или неприятными в общении?

Вы также можете общаться с помощью языка тела. Например, держите зрительный контакт, чтобы показать слушателям, что вы слушаете с интересом. Помашите ученикам рукой, если хотите, чтобы они сказали больше, поднимите большой палец вверх, если вы довольны ответом или взмахните руками, покажите своё виртуальное объятие, если хотите, чтобы дети знали, что вы действительно довольны.

Подумайте о том, как вам сидится перед камерой. Сделайте своё место максимально комфортным для себя.

Используйте интонацию своего голоса

Если учащиеся чувствуют, что голос учителя звучит покровительственно, слишком громко или монотонно, они могут ответить отрицательной реакцией. С другой стороны, если ваш голос выразительный и живой, учащиеся с большей вероятностью будут интересоваться тем, что вы говорите.

Меняйте громкость голоса в зависимости от того, что вы делаете. Учащиеся обращают на вас больше внимания, если громкость того, что вы говорите, увеличивается или  уменьшается. Они слушают внимательнее, когда вы говорите громко. Значит, по их мнению, вы акцентируете внимание на чём-то важном. И в то же время, стараются слушать более внимательно, когда вы понижаете голос.

Измените тон и высоту своего голоса, чтобы показать настроение или эмоции. Вкладывайте больше энергии в то, что вы говорите, чтобы помочь оживить уставших подростков, или говорите спокойно, чтобы успокоить перевозбужденных детей.

Подумайте о темпе вашего голоса. Осознавайте, когда и как долго вы делаете паузу, и как быстро или медленно вы говорите. Скорость, с которой вы говорите, должна соответствовать уровню ваших слушателей-учеников. Говорите медленнее с теми учениками, которые отстают в учёбе и в более естественном темпе с более успевающими.

Сведите к минимуму отвлекающие факторы

Убедитесь, что фон (то, что находится позади вас на экране) не слишком занят. Учащиеся могут попытаться прочитать названия книг на полках позади вас, вместо того, чтобы участвовать в уроке. Сядьте спиной к глухой стене, если можете. Помню один из моих вебинаров, когда за закрытой стеклянной дверью прыгала моя собачка, просясь в комнату. Это, конечно, отвлекало моих взрослых участников вебинара. А представьте себе, если бы на их месте оказались дети! Спасибо одному из участников вебинара, обратившего на это внимание, и я принял меры.

Уберите себя с экрана

Вы можете ввести реалии на экране, показывая реальные объекты, чтобы проиллюстрировать словарный запас и другой язык.

Это иногда проще, если вы используете внешнюю веб-камеру, которую вы можете легко перемещать. С помощью фиксированной веб-камеры переместите объект ближе к объективу, чтобы имитировать увеличение и уменьшение масштаба.

Вы также можете выйти из поля зрения камеры и показать небольшую портативную доску, писать на ней. Используйте географическую или историческую карту, подойдите к ним с указкой. Можете устроить небольшой кукольный спектакль, если вы обучаете онлайн малышей.

хорошо ознакомьтесь с используемой вами технологией

Не используйте незнакомую платформу и узнайте, как настроить параметры перед началом урока.

Перед началом занятий откройте веб-сайты и ссылки на другие цифровые ресурсы. Вы можете иметь их готовыми в нескольких окнах и переключаться во время урока.

Если вам понадобится какое-то время, чтобы что-то сделать во время урока, запланируйте, чтобы ваши ученики выполняли работу в парах или группах, пока вы готовитесь к продолжению демонстрации экрана.

Будьте готовы к устранению неполадок

Если у вас возникли технические трудности, важно понимать основные способы устранения неполадок и обязательно иметь план Б.

Например, если учащийся не слышит вас, попросите его проверить настройки динамиков или перезагрузить программное обеспечение. Из своего опыта знаю, что достаточно перезагрузить браузер, чтобы восстановилась нормальная связь.

Подумайте, как вы будете решать проблемы до начала урока, чтобы казаться спокойным и решительным, если они возникнут. Проинструктируйте учеников, что им необходимо сделать, если у них возникнут технические трудности. Если у вас кроме компьютера имеется ноутбук, пусть он будет рядом. К примеру, у меня были случаи отключения электричества. Восстановление связи с группой у меня заняло буквально минуту.

___________________________________________________

Эта статья является своего рода небольшим анонсом моего вебинара на площадке Мега-таланта, который состоится 8 октября в 18:00. Тема вебинара «Онлайн-учитель: как провести дистанционный урок».

Вы познакомитесь с особенностями и алгоритмом подготовки онлайн-урока.

Мы рассмотрим основные инструменты синхронного и асинхронного дистанционного обучения:  приложения для проведения онлайн-конференций, создания онлайн-презентаций и организации оперативного формирующего оценивания.

Вы получите рекомендации, как удержать внимание учащихся во время онлайн-урока и добиться максимальной эффективности онлайн-обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.