Публикации в интернете о конфликтных ситуациях в школе навели на размышления о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, о нашем поведении в нелицеприятных ситуациях. Это не научная статья, коих много на эту непростую тему. Это, прежде всего, жизненный «опыт, сын ошибок трудных».
Большую часть времени мы, учителя, проводим в классах. Как только мы закрываем дверь в класс, то ныряем в наш собственный маленький беспокойный мир и полностью контролируем все, что происходит в данном замкнутом пространстве. Особенно это касается учителей начальной школы.
Так чаще всего проходит наш рабочий день. Конечно, у учителей бывают встречи с коллегами, педагогические советы, совещания, родительские собрания и другие мероприятия.
Но большей частью, в течение пяти-шести часов, вы работаете с детьми.
Но, тем не менее, было бы очень неуместно забывать о том, что вы занимаете определённое место в педагогическом коллективе.
В котором есть соответствующая иерархия власти, есть определённые традиции коллектива. Таким образом, вряд ли стоит игнорировать хорошие отношения с администрацией школы и с коллегами.
Если будет определённая напряжённость во взаимоотношениях с директором, завучем школы, с учителями,- в любой момент может произойти взрыв.
Необходимо предотвратить возможные проблемы во взаимоотношениях.
Руководители школы тоже люди, они не могут быть идеальными. Но прежде чем давать поспешную оценку, взвесьте все за и против. Как правило, лидер школы имеет ряд качеств, за которые его можно уважать. Поэтому очень важно, чтобы ваши взаимоотношения были прочными, позитивными, конструктивными и взаимно уважительными.
Проанализируйте ситуацию.
- Если ваши отношения с руководителем идут гладко, без конфликтов и нареканий и вы относитесь к администратору школы с большим уважением, тогда можете радоваться такой работе. Как правило, атмосфера в такой школе творческая. Учителя кишат идеями.
- Если ваши отношения с администрацией школы ровные, даже доверительные, но вы заметили, что у многих других учителей есть определённые трения, подумайте, за что вас ценят. Если для этого есть основания, вас ценят как специалиста, то поддерживайте такие отношения. Попытайтесь объяснить коллегам, что требования руководителя обоснованы или, по крайней мере, пусть эти учителя докажут, что, возможно к ним руководство относилось предвзято.
- Если вы чувствуете нарастающее напряжение с руководством, фиксируйте каждый шаг, каждое событие, которое происходит между вами и руководством. Сделайте выводы. Проясните ситуацию с руководителем, не таите в себе обиду. Может быть вам это показалось.
Помню в начале моей педагогической карьеры одна из учительниц подслушала телефонный разговор моей директрисы и начальника районного отдела образования, который хотел назначить меня директором малокомплектной школы. В ответ моя руководительница бросила несколько фраз о том, что я не готов, мои знания поверхностные и т.п. Я несколько дней таил в себе обиду, подогреваемую некоторыми старшими коллегами. До этого инцидента ничего, кроме одобрения в свой адрес, я от директора не слышал. Но потом не выдержал и подошел в директорский кабинет. Реакция была неожиданной. Директриса раскраснелась, глаза повлажнели: «Я не хотела вас терять. Поэтому и наговорила. Извините. Вы здесь нужнее». А со временем я и сам понял, что руководящие должности меня всегда тяготили. Это было не моё. А тёплые отношения с моей первой директрисой сохранились до сих пор.
4. Если ваш директор школы атакует, предъявляет вам обвинения по работе, а вы начинаете чувствовать себя жертвой, будьте спокойнее, сосредоточьтесь на его претензиях. Вместо обиды, подойдите к директору (завучу), обсудите, что необходимо сделать для решения возникших проблем. Поставьте перед собой цель, исправьте ситуацию, покажите то, что от вас ждёт руководство. Вы почувствуете, когда отношение к вам изменится.
5. Если станет ясно, что ваш директор (завуч) относится к вам предвзято, а вы уверены, что свои обязанности выполняете добросовестно, подумайте, как решить эту проблему. Идите в вышестоящую инстанцию и аргументированно обоснуйте свою жалобу, предъявите факты, подтверждающие вашу правоту. Конечно, лучше о предстоящем визите предупредить своего руководителя. Возможно, конфликт может быть всё-таки решён мирно, путём взаимных компромиссов.
6. Если возникшие разногласия с течением времени остались, вы всегда можете перевестись в другое образовательное учреждение. Конечно, предварительно найдите подходящее место.
В конечном счёте, вы можете избежать стресса в этой ситуации и продолжать добросовестно работать. Направьте свою позитивную энергию на самых важных людей в школе: ваших учеников, которым вы нужны! Дайте им все, что у вас есть. И поверьте, у руководителя будет всё меньше причин плохо относиться к вам.
А главное, не горячитесь. Правильное решение принимается без эмоций.
Огромное спасибо!!!!У нас часто бывает, что сегодня ты хороший, а завтра — чем-то неугодный руководству. Когда я чувствую такие перемены в отношении, я начинаю анализировать свое поведение и вспоминаю, что я сделала не так. В это время главное не идти на конфликт. и в этом мне помогают дети — я еще глубже ухожу в работу с ними и со временем проблемы отступают и все налаживается)
С удовольствием читаю Ваши статьи, они легко запоминаются. Постоянно Вас цитирую в общении с коллегами.