Как убедить учеников писать?

deti

В преддверии Нового года стало суетливо. Дети пишут письма Деду Морозу, Санта Клаусу. Ученики прикрывают свои помятые тетради, задумчиво прикрывают глаза. Другие в муках творчества так нажимают карандаши, что они ломаются. Третьим ученикам не сидится на месте, они снуют, заглядывают в чужие записи.

По сути, это первые весёлые детские мини-эссе, определённая прелюдия к написанию более серьёзных ученических письменных работ.

Письма Деду Морозу, Президенту — это только первые шаги к письменным размышлениям.

В своё время писатель Михаил Дымов реализовал свой замечательный проект Дети пишут Богу. Кто ещё не читал, почитайте. И не важно, верите ли вы в Бога или нет. Книга о другом:  стране Детства и её представителях.

Дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии — они на «ты» с вечностью. Михаил Дымов

Если вы хотите развить стремление учеников заниматься письменным творчеством, вот несколько предложений, с чего начать.

здравствуй, Мир!

Очень важно, чтобы дети поняли коммуникативный характер письма. Они пишут не только и не столько для себя.  Дайте детям шанс высказаться, написать о чём-то,  поделиться событиями, переживаниями с другими.

Когда ученики пишут простые сочинения, они знают, что их увидите только вы. Они чаще его пишут для получения отметки, не вкладывая свои переживания, пытаясь угадать, что  именно вам понравится.

Даже с 4-5 класса ученики могут легко заниматься блогом класса или заполнить сайт школы новостями о проведённых мероприятиях. Они могут поднимать серьёзные проблемы, связанные с жизнью школы и своей малой родины.

Попробуйте привлечь учеников к составлению ежемесячных рассылок родителям. Это и подведение итогов, и планируемые мероприятия.

Описывая конкретные мероприятия в классном блоге, школьном сайте, родителям, дети научатся в своих письменных очерках ориентироваться на реальную аудиторию, особенно если они хотят добиться своей цели.

Книжные обзоры — еще одна общая, привлекательная возможность самовыражения. В предыдущей статье я писал о проблемах детского чтения. Если дети имеют пристрастие к той или иной книге, пусть аргументируют это в письменной форме!

Это уже не просто «нравится» или «не нравится». Или беззвучные «лайки». Ученики в развёрнутом комментарии, эссе покажут свою осведомлённость о предмете обсуждения. Объяснят причины своего положительного или отрицательного отношения к тому или другому произведению.

Опубликуйте эти отзывы на сайте класса, школы или библиотеки. Покажите пример. Напишите сами несколько своих отзывов.

Обзоры творчества любимых актёров, певцов, ансамблей. Часто ученики сами не могут объяснить свои симпатии или антипатии, как правило, ориентируясь на мнение других.  Выражение в письменной форме во многом может изменить их первоначальное впечатление.

Поздравления папам и мамам, дедушкам и бабушкам. Дети должны научиться высказывать свои чувства благодарности. Помогите им найти самые нужные слова. Но ни в коем случае не вмешиваясь в их творчество.

высший пилотаж

От кратких записей к более полным детским сочинениям и эссе, где ученики могут представить свои размышления в письменной форме. Они могут высказываться устно. Но это будут отрывочные, иногда бессвязные фразы.

Подскажите ученикам, как приступить к написанию эссе. Возможно, муки творчества будут длительными. Не обязательно сразу реагировать на те или иные события.

Предложите ученикам делать кратки записи в дневниках. А может кому-то проще  запечатлить  то или иное событие графически или коллекцией фото. Проявите творческий подход к тому, что называется воспоминаниями. Предложите ученикам написать о событии спустя некоторое время, оценить его без сиюминутных эмоций.

Глядя на фотографии или рисунки, ученик не просто вспомнит событие, а даст ему отсроченную оценку. Ученикам старших классов можно предложить обзор ряда событий, чтобы они осмыслили, как они соединяются, каковы причинно-следственные связи.

Прежде чем взяться за ручку, ученик может надиктовать себе некоторые мысли, идеи на диктофон, который сейчас имеется почти в каждом современном смартфоне.

Без таких мучительных первых шагов невозможна реализация творческих проектов.

Жажду сочинительства необходимо осторожно поддерживать. И если ученик робко пришёл к вам со своим первым, весьма «корявым» стихотворением, ни в коем случае не убивайте в нём творца. Лишь слегка подтолкните ученика к сравнению с творчеством великих. Пусть почитает, сам сделает выводы, почему у него не получилось так изящно.

Как видим, сочинительство и чтение (о чём писалось в предыдущей статье) взаимосвязаны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.