Как превратить анализ данных в реальные результаты обучения

analiz2

Моё недавнее участие во Всероссийской педагогической онлайн конференции «Образовательные технологии в современной школе» показало, насколько учителя заинтересованы в овладении современными  дидактическими цифровыми инструментами. Один из вопросов касался инструментов формирующего оценивания.

Безусловно, очень важно получать оперативные данные о результатах учебной деятельности учащихся. Однако некоторые учителя, которые используют цифровые инструменты для формирующего оценивания, добиваясь создания системы контроля знаний, забывают закрыть цикл. То есть они собирают и анализируют данные о результатах выполнения учебных заданий, но на этом останавливаются. 

Между тем, анализ результатов обучения — это циклический процесс. Мы получаем от учащихся данные, которые могут быть проанализированы для создания определённых моделей наших дальнейших действий:

  •  в чём причины успешных результатов,
  • в чём причины неудач,
  • имеются ли общие тенденции в успехах или неудачах.

Учитель принимает меры на основе собранных данных, и затем процесс повторяется.

Через определённое время учитель вновь получает данные о результатах изменений и делает соответствующие выводы.

При успешном применении нашей обучающей аналитики мы получим ответы на такие вопросы, как:

  • Когда ученик стал терпеть неудачи или выпадать из общей учебной работы?
  • Каковы пробелы в обучении?
  • Определить стратегии коррекции учебной деятельности на основе аналитических данных.
  • Требуется ли ученику дополнительная поддержка в определённой области?

И здесь очень важно учителю полагаться не только на профессиональную интуицию, что, конечно, немаловажно, но и воспользоваться объективным анализом полученных данных, что в результате поможет учащимся достичь реальных целей.

К примеру, учитель обратил внимание, что на один из вопросов большинство учащихся ответили неправильно.

analiz

Естественно, учитель должен задуматься о своих «пробелах» и принять оперативные меры к улучшению результатов по данной теме.

Итак, приступая к анализу, учитель разрабатывает определённый алгоритм своих действий. Предполагаются следующие этапы аналитической деятельности.

  1. Описательный.
    Что случилось? Мы формулируем полученные результаты хотя бы в нескольких предложениях, обращаем внимание на общие и частные неудачи.
  2. Диагностический.
    Почему так случилось? Очень важно не только найти, но и понять причину полученных негативных, а может и позитивных данных. Почему этот ученик получил плохую оценку? Почему целая группа учеников не ответила на этот вопрос?
  3. Прогностический.
    Что может случиться? Если мы получили данные о неудачах ученика, то к каким последствиям это может привести. Причём неудача неудаче рознь. Необходимо провести определённое ранжирование учащихся, получивших неудовлетворительный результат. Для одного — это уже чётко проявившаяся система, а для другого — временная неудача.
  4. Деятельностный.
    Что мне делать? Данный этап направлен ​​на формулирование конкретных рекомендаций, которые учитель или ученик может предпринять, чтобы улучшить шансы на успех.

Современная аналитика может быть интерактивной. Имеется целый ряд цифровых онлайн инструментов, о которых не раз писалось в Дидакторе.

1. Сбор и отчет по данным

Отчеты могут быть созданы в нескольких разных форматах, современный анализ предполагает визуализацию данных. Нам удобнее будет работать с такими данными.

analiz1

 

Существует множество инструментов и плагинов, которые позволяют создавать визуализацию. В дальнейшем нам легко понять с первого взгляда главный результат, полученный на основе большого массива данных.

Однако убедитесь, что вы не собираете информацию, которую вы не будете использовать.

Оценки эффективности должны быть частыми и короткими, не требующих анализа знаний учащихся по большим разделам, охватывающим большие периоды.  Такое тестирование, как правило, удел вышестоящих образовательных чиновников.

2. Анализ тенденций

Ваши визуализированные данные помогут определить формирующиеся тенденции, которые вы можете использовать, чтобы понять, что произошло и почему.

Таким образом, образовательная аналитика опирается на огромное количество данных. Но учитель должен пользоваться, прежде всего, оперативными данными, чтобы вовремя отреагировать на изменившуюся педагогическую ситуацию.

3. Предсказывать результаты и вмешиваться

После того как вы проанализировали тенденции в большом массиве данных, необходимо создать модель, в которой можно предположить, как каждый ученик может измениться за определённое время. Учитель прогнозирует вероятные сценарии и разрабатывает стратегию корректирующего развития для каждого учащегося.

Большей частью это персональные стратегии. Например, если вы заметили, что ученик прекратил участвовать в организуемых вами онлайх форумах, то следует разобраться в причинах, добиться возобновления его активности.

Чаще всего, обычная обратная связь — это все, что требуется для эффективного вмешательства в учебную деятельность учащегося.

Самое главное в принимаемых нами мерах — их индивидуализация и своевременность.


 

Спешу отреагировать на возможные реплики учителей. Это, конечно, идеальная картинка. В повседневной суете и превращении обучения в натаскивание к ЕГЭ учителю не до анализа.

Но как хочется работать так, как ХОЧЕТСЯ!

 

Комментарии к “Как превратить анализ данных в реальные результаты обучения

  1. Елена Харьковская говорит:

    «Но как хочется работать так, как ХОЧЕТСЯ!»
    Как Вы правы, Георгий Осипович!

    Спасибо Вам за Ваше ценное выступление на конференции 20 июля.

    Я хочу выделить две имеющиеся у нас проблемы, которые убивают учителя как личность. Проблема первая-нехватка кадров. У нас в городе большие проблемы с учителями математики, поэтому загруженность такая, что тратить время на творчество равносильно должностному преступлению. Ведь тогда ты не успеваешь что-то нужное кому-то и зачем-то. А вторая проблема у нас хроническая-РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. Этот интересный инструмент, как давление у больного, всё время меняет своё значение. Думаю, после моего выхода на пенсию, это нестабильное существо будет навещать меня по ночам, как призрак.
    Скажете: «Пессимистка!»
    Ну уж нет. Каюсь, нарушаю много чего, не успеваю делать обязательное, но никому не нужное. Зато «сижу» на http://www.edcommunity.ru/ и многих своих учеников затянула в круговорот на http://www.yaklass.ru, где наша школа стала первой по респ. Коми. Кстати, это последнее моё увлечение коллеги не понимают.
    Вот и чувствую себя оптимистом, которого хотят обратить в пессимиста. Но я не оборотень и мне без Солнца Свободы в профессии тяжело и в голове появляются мысли о том, что надо уходить в другую сферу деятельности.

    • Светлана Кардаш говорит:

      ЯКласс — это здорово! Работаем третий год, коллеги и ученики приняли на УРА, особенно, если по достижению определённых результатов работы на проекте ЯКласс выставляются оценки в реальный журнал.

Добавить комментарий для Светлана Кардаш Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.