Как преодолеть трудности удалённого обучения?

В частности, преподаватели сталкиваются не столько с отсутствием инструментария или дистанционных площадок, а вопросами как учить в условиях онлайн смешанной образовательной среды.

На мой взгляд, вырисовываются три проблемы, которые преподаватели и обучаемые  могут преодолеть при должной организации обучения.

1. постоянная обновляемость технологических решений

Приложения, сервисы, цифровые инструменты, заточенные на образование, постоянно меняются. Первая задача для преподавателей заключается в том, чтобы привить в себе устойчивое восприятие новых инструментов и методов обучения и помочь ученикам и студентам сделать то же самое.

Самое лучшее, что может сделать педагог, — это принять идею о том, что информационно-образовательные технологии постоянно меняются и предлагают новые возможности для расширения наших навыков и умножения коллекции инструментов. Нравится нам это или нет, но часто это означает, что мы учимся не только пользоваться данными технологиями, но и  стремимся к устранению недостатков на незнакомой платформе, дополняем её внешними инструментами, общаемся с разработчиками и вносим свои предложения.

Действительно, технологии часто меняются и обновляются. И они не всегда работают так, как мы ожидаем.

Лучший совет для учителей — быть готовыми потратить некоторое время на знакомство с виртуальными инструментами обучения, которые вы будете использовать, прежде чем ваши ученики получат доступ к ним.

Кроме того, держите контактную информацию с командами технической поддержки под рукой и добавляйте инструменты в свои интернет-закладки.

2. как бороться с ЧУВСТВОм ИЗОЛЯЦИИ

Удалённая работа — вполне нормальное состояние для многих профессионалов. Но когда мы только приступаем к дистанционному обучению, это очень непривычно и для нас, и для учащихся. Независимо от этого, факт остается фактом: интернет связывает нас вместе так же надёжно, как и изолирует. Что это означает для учителей и учащихся?

ДЛЯ учеников:

Виртуальное обучение для многих учащихся — это глоток свежего воздуха по ряду причин. Это чувство нового, необычного, дающего больше личного времени и пространства.  Но в то же время ученик теряет чувство причастности к школьному сообществу, когда он ежедневно встречался со своими сверстниками, шутил, смеялся, приобретал новые коммуникативные навыки, учился общению.

Однако, как правило, одна и та же технология, которая приводит ученика к чувству изоляции, также предоставляет инструменты для его преодоления. Многие цифровые инструменты помогают создать социальную среду для общения с друзьями и учителями, причём не только для общения, ни и для выстраивания сложной системы поддержки в обучении, для совместной работы над учебными задачами.

Виртуальная учебная платформа вашей школы или вуза, вероятно, имеет функции чата в режиме реального времени, инструменты онлайн презентаций и другие способы подключения. Используй их!

преподаватели:

Приготовьтесь добавить «виртуальные уроки» в свой словарный запас. Причём организация виртуального обучения это забота не только классных руководителей. Виртуальное обучение должно стать частью повседневной деятельности для всех учителей, всех причастных к образованию чиновников, школьной и вузовской администрации.

Лишь одна составляющая деятельности учителя никогда не изменится, независимо от того, как быстро внедряется виртуальное обучение. Это интуиция учителя, чтобы быстро разобраться, как лучше организовать виртуальное пространство, как помочь ученикам быстрее освоиться к новым условиям, от чувства изоляции, как помочь ученикам, отстающим в обучении.

Обязательно изучите, как связаться с учащимися с помощью инструментов, имеющихся в вашем распоряжении, а также куда направить ученика, если вы видите, что он нуждается в поддержке. А может просто с ним поговорить.

Образование — это не только процесс обучения, но построение человеческих отношений.

Задействованные информационно-образовательные технологии не должны мешать выполнению этой миссии. Не позволяйте этому случиться.

3. рациональное УПРАВЛЕНИе ВРЕМЕНЕМ

Независимо от того, где вы находитесь: на рабочем месте или дома, общаетесь с учениками в виртуальной образовательной среде в режиме реального времени или опосредованно, связываясь с ними с помощью цифровых инструментов, как правило, у вас возникают опасения о пользе и качестве того или иного уровня общения.

Будут ли ученики разумно управлять своим временем, когда они не собираются в школе и не выполняют поставленные учителем задачи вживую? Может ли удалённый ученик, находящийся дома за рабочим столом или на кухне, жуя очередную булочку, по-прежнему разумно управлять своим временем, даже в условиях нашего физического отсутствия рядом с ним?

Мой ответ — ДА. Однако это может потребовать от учеников и учителей переосмысления традиционного подхода к управлению временем и задачами.

Для учащихся, занимающихся виртуальным обучением, родители могут и должны играть ведущую роль, когда речь заходит о том, чтобы постоянно интересоваться, как продвигается учебная работа их детей. Родители должны выяснить, нуждаются ли их дети в большей помощи в управлении своим временем. Проведите с родителями разъяснительную работу, ознакомьте с теми технологиями, с помощью которых вы организовали виртуальное обучение.

Уверен, что и на уровне колледжа и даже вузов у студентов тоже возникают проблемы с управлением своим временем. И часто дело не только и не столько в них. Правда заключается в том, что не каждый преподаватель или созданный в учреждении онлайн-курс так хорошо организован и структурирован, что позволяет студенту комфортно работать, а педагогу отслеживать его деятельность.

Чтобы помочь студентам лучше управлять своим временем, важно продумать учебный план заранее, с намеченными сроками, а затем придерживаться этого графика.

Решение проблемы управления временем также требует от учителей полного охвата цифровых платформ, которые они используют. Отправка заданий онлайн в виде тестов и интерактивных рабочих листов — это только часть работы. Важно рационально организовать работу учащихся и студентов по представлению своих проектов, результатов лабораторных работ и исследований. Важно также рационально организовать совместную деятельность учащихся, продумать оценку степени участия каждого в работе над коллективным проектом.

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. организуйте позитив

Цифровые технологии уже изменили весь образовательный опыт в лучшую сторону, от средней школы до высшего образования. Трудно игнорировать многие преимущества, которые они приносят, в том числе, возможность учеников  отдалённых районов подключиться к высококачественному образованию.

Как для преподавателей, так и для учеников, используемые технологии требуют открытости и духа сотрудничества. Если мы сделаем это продуманно и взвешено,  виртуальное обучение может предложить всё новые и новые возможности для взаимодействия ученика-учителя, ученика-ученика. Причём это может быть даже лучше, чем в  традиционном классе .

Безусловно, критики в адрес технологий дистанционного обучения много. И главное обвинение заключается в отсутствии живого общения, изоляции участников педагогического общения.

Мы лишь настолько изолированы цифровыми технологиями, насколько позволяем себе быть таковыми. 

И современные вызовы заставляют нас задуматься, КАК общаться в новых условиях. И вполне возможно, этот новый социальный опыт поможет учащимся более качественному общению в других сферах.

Комментарии к “Как преодолеть трудности удалённого обучения?

  1. Кирилл Рогов говорит:

    С огромным удовольствием читаю работы Дидактора. И дело даже не в том, что портал всегда предоставляет качественный актуальный контент. Написано все как-то… по-человечески, что ли, чувствуется искренность и забота, чувствуется педагогика с большой буквы. причем даже в сложных вещах.
    Спасибо огромное за то, что Вы делаете!

  2. Наталья говорит:

    Присоединяюсь к благодарности, Георгий Осипович!
    Есть у меня коллеги (!), которые категорически против дистанционного обучения, а вот ситуация ставит новые вызовы. Ваши аргументы могут послужить мотивацией для освоения возможностей дистанционного обучения. Спасибо!

  3. Светлана говорит:

    Самое тяжелое — это убедить родителей, что дистанционные занятия не хуже, а даже лучше очных . Самая частая отговорка — ребенок не воспринимает информацию с экрана. Как же он в современных условиях дальше учиться будет?

  4. Ева говорит:

    Спасибо, Георгий Осипович, за качественные материал! Ваши публикации очень актуальны и полезны! С удовольствием читаю сама и рекомендую коллегам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.