Как повышать квалификацию учителя в условиях лживого образования?

fursenko

Игра в «модернизацию образования» продолжается. Совсем недавно, 12 октября, на заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» с докладом на тему «О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации» выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Он отметил, что Министерство  «уделяет особое внимание достижению плановых показателей, зафиксированных в качестве ориентиров для всей системы образования и направленных на повышение качества общего образования».

«Модернизация системы образования изменила многие представления об учителе современной школы и об управлении образовательным учреждением…

Нужен «новый учитель» для «новой школы».

Изменение содержания, а главное, методов и технологий обучения, новые требования к результатам обучения при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требуют основательной подготовки и переподготовки кадров, а значит перестройки всей системы педагогического образования«, — подчеркнул министр.

Между тем, в свете оптимистического выступления А. Фурсенко возникает много вопросов.

Вопрос 1. Чему и как учить учителя?

По данным Министерства образования и науки, за первое полугодие 2011 года, на модульных курсах повышения квалификации прошли обучение свыше 220 тыс. слушателей.

Качество повышения квалификации учителя напрямую зависит от ряда факторов. Один из них — ликвидация монополии институтов повышения квалификации, дополнительного профессионального педагогического образования на этот род деятельности.

Как правило, они пользуются административной поддержкой региональных департаментов (министерств) образования, которым удобнее контролировать ситуацию, имея под боком учреждение, которое безропотно будет выполнять все директивные указания.

Возникает парадоксальная ситуация. От одного из районов нашего региона в наш Центр пришла заявка на обучение учителей «Дизайну мультимедийного урока». По словам руководителя муниципальной методической службы, «корочки о повышении квалификации у наших учителей уже есть. А теперь обучите их, пожалуйста».

И это не единичный случай.

Есть ряд учреждений и организаций, которые могут с гарантированно высоким уровнем качества обучить учителей.

Однако на рынок образовательных услуг, помимо собственно институтов повышения квалификации, другим учреждениям, имеющим лицензию на дополнительное профессиональное образование, пробиться нелегко. И такое положение дел — в ряде регионов страны.

Так что за внушительными цифрами, представленными министром, мы не увидим с вами качественных изменений.

Вопрос 2.  Кого и для чего учить?

Если мы живем и работаем в условиях рынка, то невольно задумываешься, каково место педагогических вузов в условиях модернизации? Педагогические вузы обучают большей частью молодых людей, которые совсем не связывают себя с образованием.

По свидетельству директора Департамента общего образования Минобрнауки России Елены Низиенко, в настоящее время в российских вузах по педагогическим специальностям обучается свыше 500 тыс. студентов.

При выпуске в 2011 году 133 тыс. человек процент выпускников, которые приходят в школу, составляет менее 10%. Приём на бюджетные места составляет более 50 тыс. человек по педагогическим специальностям. Ежегодная потребность в обновлении кадров учителей составляет около 20 тыс. человек.

Но даже тем немногим выпускникам педагогических вузов, решившим связать себя со школой, приходится нелегко. Отсутствует мотивация поднимать «педагогическую целину» в отдаленной провинции. Лишь в нескольких регионах приняты целевые программы привлечения молодых учителей.

Вопрос 3. На основе каких нормативных документов учить учителей?

Каждый из Федеральных Законов, посвящённых профессиональному педагогическому образованию, уже через несколько дней после принятия обрастает кучей Постановлений, Писем и Инструкций. Часто они противоречат здравому смыслу.  Многие руководители образовательных учреждений просто избегают какой бы то ни было деятельности в сфере обучения взрослых, чтобы не нарушить Закон.

Новый проект Закона РФ «Об образовании» уже вызывает много вопросов. И многие из них не найдут отражение в статьях Закона.

Вывод один: необходимо называть вещи своими именами. Врать больше нельзя! Это безнравственно и экономически невыгодно. Лучше, как говорил классик, «жить не по лжи».

Рубрики: Проблемы современной школы, Цифровая дидактика

Комментарии к “Как повышать квалификацию учителя в условиях лживого образования?

  1. Татьяна говорит:

    Спасибо за чётко сформулированное возмущение! Совершенно согласна! Безобразная монополия институтов повышения квалификации, ощущение, что не они для нас, а мы для них. Наживаются за счёт обездолееных учителей.

  2. Карасёва Ольга Алесандровна говорит:

    У меня нет ответа на поставленный в статье вопрос, но то, что наша система образования лжива, —это факт! Вместо того, чтобы развивать интеллект ученика, обогащать его духовно, школа занялась исключительно натаскиванием его к ЕГЭ! Больно и страшно!

  3. Vlad aus Engelsstadt говорит:

    <>
    Вопрос, мягко выражаясь, некорректный…

    Лживые условия и образование в них антиномичны.
    Мы имеем систему образования, в которой уже ни одно и ни два десятилетия культивируются указанные условия. Потому мы так и живем со времен царя Гороха.
    Вспомните выступления И. Губермана на площади Маяковского в Москве:
    Где лгут и себе и друг другу,
    И правда не служит уму,
    История ходит по кругу:
    Из грязи — по крови — во тьму!
    Когда это было?

    Начать исправление системы образования следует с ЕГЭ!
    Ученики могут его сдавать или не сдавать: это их личное дело.
    Приход выпускника на биржу труда, как и его учителя расставит все точки над и.
    Ваши амбиции и запросы товарищ Маузер! Вот вам пакет-батарея тест-тренинговых программ.
    Будь ласка, покажи свои интеллектуально-личностные возможности.
    Приходите через неделю-другую на замеры.
    Один подход оплачивает государство, и до двух дополнительных подходов — кандидат на должность.
    Задание выполняется в присутствии абсолютно безграмотного охранника порядка, цель которого обеспечить самостоятельность выполнения кандидатом заданий на компьютере…
    Мобильная связь с помещением заблокирована.
    Позвольте напомнить опыт древних восточных цивилизаций. По одной из исторических баек в Египте на должность жреца мог претендовать любой свободный с достаточным уровнем образования человек — от писца до служителя храма.
    Всех кандидатов вмуровывали в стену и давали одну задачу. Первый решивший становился жрецом, кандидаты уложившиеся в срок, размуровывались, а не справившиеся с заданием оставались доживать свой век вмурованными в стену храма. Так поддерживался древними иммунитет государства: страховка от проходимцев и бумажных лже авторитетов.
    Желающих принять участие в конкурсах было много, но много было и тех, кто завершил свой путь ввмурованным в стену.
    В 19-веке математики Д.Буль, К.Вейерштрас (как мне кажется) университетов не оканчивали…
    Великий немецкий математик стал учителем прусской гимназии сдав экзамен на должность учителя.
    Мы же принимаем по дипломам — по индульгенциям педуниверситетов, уровень которых оставляет желать…
    Помните А.С. Грибоедов писал:
    «Есть Петербурге институт!
    Педагогический… Так кажется зовут.
    ….
    У них учился наш родня,
    И вышел хоть сейчас в аптеку в подмастерьи.
    От женщин бегает! И даже от меня!»
    (вот как устами старушки-княгини была дана оценка не худшеми и в свое время и сегодня педвузу России)
    Все наши беды от педвузов и их профессоров: кто их когда проверял? А В.И. Арнольд в 1990 году в УМН предупреждал!

    Наши (Украины и России) системы математического образования увлеклись процедурами «избиения младенцев» вместо качественного отбора молодежи в университеты.
    Университету обученность абитуриента мене важна, чем его обучаемость. Поэтому отобрать студента университет может лишь после испытательного срока…
    Каким этому сроку быть зависит от того, какими ресурсами располагает сам университет и биржа труда: она платит пособие по безработице, пока кандидат не определился с уровнем своей первой квалификации. Амбициозных кандидатов следует обеспечивать общественно-полезной занятостью и общественными работами — компенсация за его заморочки…
    Каждый должен работать на общую корзину.
    И последнее, наиболее квалифицированный (высоко оплачиваемый) сотрудник должен сокращаеться в первую очередь:
    1) без работы он не останется;
    2) оклад можно понизить при переходе на новое рабочее место.
    Это позволит избавиться от спящих в кресле за счет организации…

  4. Vlad aus Engelsstadt говорит:

    Курсы повышения для учителей особенно низкой квалификации видятся практически бесплатными и дистанционными (см. Интуит.ру).

    В ответе на первый вопрос в статье меня мутит фраза: «По данным МOH, за первое полугодие 2011 года, на КПК учителей прошли обучение свыше 220 тыс. слушателей».
    Это калька с октябрьских сводок газет коммунистического прошлого о количестве рабочих и селян охваченных вечерними и заочными школами и университетами марксизма-ленинизма…
    Эффективность КПК учителей и КУ М-Л абсолютно одинакова: приближает крах системы…
    Впрочем, скажу так: в плохом положении любой ход плохой. Нужны радикальные меры типа культурной революции в Китае с единственным отличием: на общественно-полезные работы идут не только профессора вузов, но и высоко квалифицированные работники банковской сферы и сферы управления.
    Эта мера применяться должна до тех пор, пока не наступит улучшение государственного организма.

  5. Diposter.com говорит:

    Совершенно актуальная статья, но к сожалению никто сверху не увидит данного возмущения. На огромном количестве форумов и сайтов посвящено обсуждению и осуждению российского образования с приведением конкретных фактов и цифр, но на это МинОбр не обращает внимания, а делает свое грязное дело… Так что выхода два… либо учить детей и оставаться человеком в этих сложных условиях, либо менять место работы.

Добавить комментарий для Diposter.com Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.