Как поможет обучению рефлексия учителя

raflex1

Во время тревожной неопределённости, которая усилилась глобальной пандемией, учителя должны разобраться, чего же требует от них общество? Даже после массовой вакцинации мы ожидаемо столкнёмся с суровыми реалиями, которые могут быть связаны с последствиями ужасной болезни в экономике, безработицей, а отсюда растущему социальному неравенству. Мы встревожены всё более частым проявлением детского насилия, других антисоциальных подростковых явлений. В таком контексте, мы должны задуматься, что мы можем дать ученикам, чтобы каждая встреча с ними была бы максимально полезной не только с позиции обучения.

Эти тревожные вопросы мы часто задаём себе, а следовательно мы обращаемся к своему очень полезному навыку рефлексии.

reflex

Учителя осознают, что их работа бесконечно сложна. Это касается многих  аспектов обучения, воспитания, критического осмысления своей работы, своих чувств и действий. Каждый день перед педагогами стоит задача органично объединить эти аспекты, чтобы максимально эффективно реализовать их на практике.

Конечно, не задумываясь о своей работе, не занимаясь «самокопанием», мы можем просто обратиться к жёсткому регламенту, механическим процедурам и чётко расписанным учебным планам. Но каждый раз учитель бросает вызов этой банальной повседневности, задумываясь о собственных ценностях, убеждениях, а часто и предубеждениях. Вот тут-то и вступает в силу рефлексия.

Рефлексия порождает наши новые знания о себе, о своём предназначении. Она помогает нам осознать смысл нашей профессиональной деятельности, каждого нашего рабочего дня. Рефлексия заставляет нас задавать себе самые трудные вопросы и набраться смелости ответить на самые сложные вопросы.

Сделать Рефлексию Частью Своей Педагогической Практики

 После каждого урока, после окончания каждого рабочего дня учитель должен задать себе вопросы:

«что я нового узнал о своих учениках?»

«как я использую эту  новую информацию в своей работе с учениками, чтобы поддержать их, а часто помочь поверить в себя, в свои возможности?»

«что нового я узнал о своём преподавании? Что изменилось?»

Используя эти подсказки, учитель видит, как меняется его мышление. Он начинает задавать себе всё более трудные вопросы и искать честные ответы.

 

Критически осмысливая свою работу, свои действия и окружающую, порой не самую благовидную, реальность, учитель может и должен укрепить свою веру в способность создавать позитивные изменения в жизни своих учеников.

Рефлексия Как Стратегия подготовки к взрослой жизни

Даже в обычное время преподавать трудно. Но сейчас мы ведём энергичную борьбу за наших выпускников, которые, выходя из школы, часто сталкиваются с большими экономическими и  социальными проблемами. Решения, которые учителя принимают в своих образовательных пространствах, очень важны. Чтобы помочь нашим ученикам быть готовым к трудным реалиям, мы должны быть готовы задавать трудные вопросы себе и друг другу.

В конечном счёте, наши критические размышления — это наше просветление и освобождение от штампов, от старых и не обоснованных иллюзий. Речь идёт о создании смысла нашей работы, о нашем личностном и интеллектуальном росте. Рефлексия требует, чтобы мы коллективно оценивали наши действия наряду с ценностями, в которые мы верим.

В конце концов, как педагоги, мы несём ответственность за формирование того жизненного  пространства, где молодые люди могут проявить мужество в решении возникающих проблем, осознать свою перспективу и выйти с ответами, с которыми они могут жить.

Коллективная педагогическая рефлексия

Рефлексия может быть индивидуальной, но она становится очень большой силой, когда она решается в педагогическом сообществе. Это позволяет учителям делиться ключевыми знаниями, слышать другие точки зрения и принимать позиции тех коллег, которым они доверяют.

Размышление даёт более конкретные действия, когда цель ясна. Некоторые цели включают в себя формирование культуры класса, расширение прав и возможностей учащихся, повышение уровня их обучения и вовлечённости в образовательный процесс или выявление трудностей и проблем.

Используйте вопросы, которые направлены на то, чтобы узнать больше, раскрыть лежащие в их основе процессы и ценности, и которые поощряют множество возможных точек зрения или ответов.

Будьте честны с самим собой, меньше ищите оправдание извне.

Как много потенциально талантливейших учителей слепы к своим недостаткам.

Вероятно, это своего рода защитный механизм. Часто учитель действительно не может вовремя увидеть свои «зависания». Ни один учитель не совершенен, но рефлексия может помочь вам определить те барьеры, которые мешают вам совершенствоваться. Это потребует от вас быть честным с самим собой. Не расписывайтесь в своей  посредственности, но и не разрывайте себя на части, стараясь всё успеть.

Размышляйте, повторяйте и улучшайте себя!

Рубрики: Авторское мнение, Проблемы современной школы | Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.