Как организовать онлайн и оффлайн образование. Размышления на заданную тему

itig

Первая неделя массового перехода на дистанционное обучение высветила многие проблемы, которые необходимо учесть в будущем.

Продвигаясь вперед, мы должны быть готовы к новым неожиданностям, учитывая возможности нашего оборудования, программного обеспечения, готовность и возможности как преподавателей, так и наших учеников. Мы не должны бояться первых неудач, потому что в конечном счёте мы стремимся изменить ситуацию в обучении к лучшему.

 Самое главное: мы должны помнить, что даже маленькие, простые шаги так или иначе продвигают нас вперёд. 

Прежде всего, мы должны учитывать возможности и желания наших учеников. Это новый подход в обучении, новые условия, и они могут рассматриваться многими учениками (и даже некоторым педагогами!) как некая вынужденная повинность, но очень нежелательная.

В течение этого вынужденного и переживаемого нами времени удалённого обучения мы должны давать учащимся не обычные традиционные домашние задания, а совершенно иначе выстроенный учебный контент, обучать  управлять своим временем, поддерживать позитивное настроение. Для этого мы должны учитывать технологические возможности всех учащихся в домашних условиях. В наших планах должно быть время для использования дистанционных технологий и время работы, а также отдыха без технологий. Так же и ученики с интернетом и компьютерами дома, безусловно, должны иметь время для общения с родителями и другими родственниками. И мы должны организовать работу так, чтобы родители как можно меньше сидели с детьми рядом во время наших дистанционных занятий.

Подумайте о том, что родителям сейчас тоже нелегко. И может быть, когда их ребёнок занят обучением, они хоть немного отдохнут от вынужденной домашней суматохи.

Как мы можем проектировать занятия в условиях наименьшего технологического обеспечения в виде обычного телефона или сотового телефона? Как мы могли бы распределить учеников по различным группам, основанным на этих разных уровнях?

Ученики также могут быть обеспокоены вопросами о влиянии новых условий на их обучение и, конечно же на свои оценки. Выпускники обеспокоены тем, как они будут поступать в вузы, техникумы и колледжи.  Мы должны использовать это время для позитивного настроя наших учеников о том, они по-прежнему могут узнать много нового как в режиме онлайн, так и оффлайн. Мы, действительно можем воспользоваться сложившейся ситуацией как возможностью пересмотра своих взглядов на обучение на то, как учиться. Это новое представление, которое вероятно останется на всю жизнь.

Многие учителя всерьёз взялись за саморазвитие. Я это вижу по невероятно выросшему спросу на Дидактор, на размещённые в Академии цифрового учителя видеролики.

Каждый шаг, который мы делаем, должен учитывать возможности всех. Это  своего рода дополнительное образование для учеников и их родителей в формате, к которому они не совсем привыкли. Да и ряд учителей, педагогов вузов и колледжей до сих пор не проявляли интереса к дистанционным формам обучения.

Мы должны понимать, что в ходе наших подходов и поисков наиболее приемлемых технологических решений мы можем потерпеть неудачу. Но в то же время подумать, как это отразится на учащихся и их родителей. Вспомните их эмоциональное реагирование на то, что ребёнок не мог войти на ту или иную образовательную платформу, присоединиться к видеоконференции и многое другое.

Ниже я хочу разместить ряд положений, над которыми вы, вероятно, задумаетесь, поскольку так или иначе столкнулись с новыми проблемами и вызовами, и, возможно, не всегда могли найти ответ.

1.Определите возможности вашей школы, её ресурсов для организации электронного обучения. Определите уровень, на котором это может проходить. Это может осуществляться от текстовых сообщений и электронной почты до полной платформы дистанционного обучения. Сделайте всё возможное, чтобы выбранный вами уровень соответствовал всем параметрам. Другими словами: что можно сделать в режиме on и off line?

2. Проверьте все рекомендации, предоставленные вашими образовательными руководителями всех уровней. Если они у них есть, то, скорее всего, вы можете найти их в интернете.

3. Часто проводите опрос всех заинтересованных сторон, включая ваших коллег-преподавателей, родителей и учеников во время организации дистанционного обучения.

4. Будьте в курсе домашнего подключения учеников к интернету. Там могут быть разные уровни. Подумайте о самом низком общем знаменателе. Как можно организовать обучение, если оно обеспечено с низкой пропускной способностью и ограниченным доступом?

5. Определите точки доступа Wi-Fi, которые могут быть доступны вам и другим, но с соблюдением требуемого в условиях карантина социального дистанцирования. К примеру, те ученики, у которых нет возможностей дома, могли бы ограниченно допускаться в школу, имеющую такие точки доступа, и заниматься по несколько человек в классе, если в вашем регионе будет разрешён такой режим занятий.

6. Изучите возможные варианты доступа к интернету учащихся. Большинство кабельных компаний предоставляют бесплатный доступ, но родителей об этом, возможно, следует известить. Вот, к примеру, опубликованный список бесплатных интернет-ресурсов, в том числе, и для образования, который будет действовать до 1 июля 2020 года. Подумайте, какие технологии вы можете предоставить ученикам, если у них на руках только сотовый телефон?

7. Выделите дополнительное время и альтернативные задания для учеников, которые имеют определённые трудности с подключением. Подумайте также о заданиях, в которых будут учтены индивидуальные особенности учащихся.

8. Совмещайте различные формы дистанционного обучения. Учитывайте возрастные особенности детей.

9. Обеспечьте возможности для различных видов ученического сотрудничества от низких до высокотехнологичных. Просто позвонив и побеседовав с одноклассником, ученик сможет приобрести навыки коммуникации. Этим самым мы организуем социальное взаимодействие учащихся.

10. Разработка расписания для учащихся, которое обеспечит баланс нетехнического и цифрового опыта, позволяющего ученикам испытать доаналоговый мир, такой как чтение, письмо, рисование и даже практические опыты по дисциплинам естественно-математического цикла. Этот баланс должен быть обеспечен независимо от возможностей школьного электронного обучения.

11. Объединяйтесь с другими учителями! Безусловно, учителя имеют разный опыт практической работы, в том числе и области ИКТ. Некоторые учителя могут разработать замечательные уроки без электронного сопровождения, в то время как другие концентрируются на своём богатом цифровом опыте. Они могут поделиться. Создать совместные уроки. Даже один тематический видеоролик на канале YouTube может быть разделен на несколько видов работы и рассчитанный на разные уровни обучения. Это заметно может облегчить нагрузку для всех учителей.

12. Рассмотрите способы для  организации занятий, включающих социальное и эмоциональное обучение. Это особенно важно, когда общество становится более изолированным. Пусть дети не чувствуют себя одинокими. С ними рядом их друзья и вы, которых вы не бросили в такое трудное время. Чего бы там ни было, у многих из наших подопечных мы пользуемся авторитетом, являемся старшими друзьями и помощниками

13. Проводите видеоконференции не только с учениками, но и с коллегами, родителями. Это поможет обменяться мнениями о результатах, трудностях в обучении, а главное, сообща решить, что делать дальше.

14. Если технические условия не позволяют проводить видеоконференции, используйте низкотехнологичные решения, такие как использование учебного видео, SMS-сообщений, электронной почты, тех технологий, которые могут быть доступны по мобильному телефону.

15. Не забывайте, что безопасность стоит на первом месте, и никто из детей не должен обучаться в условиях, угрожающих необходимому социальному дистанцированию. Если в вашем регионе сложная обстановка, не следует требовать от ученика любой ценой найти возможность найти точку доступа в Интернет.

16. Рабочая нагрузка учеников в интернете может быть разной. Ваш обычный сорокаминутный урок в классе может растянуться на долгие часы в режиме онлайн. Не перегружайте учеников и выделяйте им время для семейного общения, личных дел и отдыха.

17. Привлекайте родителей к удалённому общению теми же способами: SMS-сообщениями, электронной почтой, добровольными онлайн-конференциями. Предлагаю выпуск в школе или отдельными учителями, еженедельного информационного бюллетеня в электронной или печатной форме.

18. Советуйтесь с учениками с помощью электронных опросов или  сообщений, чтобы получить от них обратную связь для будущего планирования и поиска наиболее разумных решений в целях более эффективного обучения.

19. Находите примеры, демоверсии, образцы, чтобы помощь учащимся понять, как учиться как в цифровом мире, так и без него.

20. Развивайте в учениках понимание условий цифрового гражданства. Поощряйте сотрудничество между ними, поддержку друг друга. Организуйте сетевые проекты, над которыми они могли бы работать дома. Это также поможет удовлетворить познавательные потребности тех, у кого низкий уровень интернет-соединения или его нет вообще.

21. Организуйте свою работу так, чтобы в зависимости от условий обеспечить несколько способов подключения, а также обеспечьте анонимность контактной информации. Мы убедились с вами, что те образовательные платформы, на которые надеялись, подводят или могут подвести в самый неожиданный момент. Подумайте о других вариантах организации удалённого обучения.

22. Добейтесь понимания учениками того, что нынешнее удалённое обучение может  стать повседневной практикой, а не просто элементом, который необходим лишь в условиях карантина. Это будет очень важно в будущем, когда мы сможем организовать смешанное обучение на новом, более высоком уровне.

23. Поощряйте учеников в создании учебного контента, а не только его потребления. Таким образом вы будете поддерживать творческое начало в учащихся и развивать в них критическое мышление при подборе учебных материалов.

24. Предоставьте учебные задания и необходимые учебные материалы, которые не всегда фокусируются на информационных технологиях.

25. Обязательно отмечайте как большие, так и малые успехи в удалённом обучении и популяризируйте их через печатные и электронные СМИ, блоги и сайты.

26. Подумайте об этой новой реальности и ждите, что ученики и родители внесут коррективы в ваши представления. Самое главное помнить, что отношения ученик-учитель очень  важны в обучении и должны выделяться не только в школе, но и дома.

Я уверен, что те испытания, которые мы сейчас переживаем, помогут осознанию реального и формального обучения. Наши ученики выйдут из карантина с новыми знаниями, которые будут служить им всю оставшуюся жизнь. Важно, чтобы мы документировали происхедящее, отмечали все успехи и неудачи, чтобы в дальнейшем знать, как действовать в подобных ситуациях и как планировать учебный процесс.

Спасибо всем, кто участвовал в акции «А что у вас?».

А главное помните: настоящая весна ещё впереди.

Берегите себя!

Комментарии к “Как организовать онлайн и оффлайн образование. Размышления на заданную тему

  1. Фищенко говорит:

    Спасибо Вам! Вы рядом! Ваши профессиональные советы очень важны и нужны! Пожалуйста, оставайтесь с нами!

  2. Serj говорит:

    Уважаемые родители! Убедительная просьба сдать до конца недели деньги на ремонт онлайн-школы!

  3. Евгений говорит:

    Спасибо! Ваши советы и наработки более ценны и эффективны, чем сотни рекомендательных писем нашего министерства и его структур на местах!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.