Уже давно учителя стараются отойти от стандартных форм обучения. В том числе оторвать детей от привычных парт. Есть и уроки на природе, и в микрогруппах, уроки-экскурсии в музей и т.п.
И это оправдано. Медики бьют тревогу. Снижение двигательной активности негативно отражается на функциональном состоянии детей .
Популярная методика В.Ф.Базарного предлагает расширение двигательной активности, снижение гиподинамии внедрением парт-конторок, обеспечивающих выполнение работы в режиме сохранения телесной вертикали.
Известно также, что во время занятий по системе В.Ф. Базарного для детей регулярно устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции – дети занимаются на специальном офтальмотренажере, либо следят за движением по потолку движущихся предметов (вариант – рассматривают нарисованные на потолке предметы).
История даёт нам немало примеров, как великие люди сочиняли стихи, изобретали, делали уникальные открытия, размышляя на ходу.
К сожалению, об обучении в движении пишут и говорят крайне мало. До сих пор не стал достоянием широкой педагогической общественности эксперимент некоторых современных школ.
Хотя их опыт основывается на достижениях российской и мировой педагогики прошлых веков.
Когда описывается педагогическая система С.А. Рачинского, чаще сообщают о духовно-нравственном начале идей великого педагога. Что, конечно, немаловажно.
Однако меня в известной максимально документальной картине Н.П. Бельского «Устный счёт» привлекла методика проведения урока. Дети раскрепощены.
Все стоят, ходят, размышляют. Сидит только один учитель. Взгляните, насколько увлечены ученики решением трудной задачи!
Как можно провести обучение в движении?
Если есть возможность, прикрепите на стенах несколько досок. На них можно разместить задания разной трудности. Или разбить класс на несколько групп для решения учебных задач.
Они могут решать их совместно или можно придумать поочередное выполнение определённых этапов задания. Провести дидактическую игру «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭСТАФЕТА».
Можно расчертить пол. К примеру, забытые детьми «классики». Каждая из клеток соответствует определённому заданию.
Нарисованная маршрутная карта с соответствующими этапами-заданиями тоже может стать важным элементом подвижной интеллектуальной игры. Конечно, можно заменить рисование на полу ватманскими листами.
Разумеется, необходимо тщательно продумать весь сценарий такого урока, т.к. любая пауза, оплошность приведет к снижению управляемости познавательной деятельностью детей.
Интерактивное упражнение «Карусель» можно отнести к обучению в движении. Я на уроках ИТ использую подвижное обучение во время социальной экспертизы: студенты путешествуют по классу и садятся за свободный компьютер и оценивают работу товарища в таблице гугл.докс. Спасибо за картину 🙂
На уроках я использую социоигровую технологию обучения, основоположником которой является В.М. Букатов. Одно из золотых правил социоигровой деятельности на занятии двигательная активность учеников, причем не только в микромасштабе, но и в смакромасштабе.
Для обучения в движении есть http://www.vaytoy.ru
Для обучения в движении дошкольников применяют игры VAY TOY, российского производителя. Это напольные игры для Математики без тетрадки и не только.