Как не упасть духом во время пандемии и двигаться вперёд

karantimplyus

Пандемия перевернула наше обычное представление о плановом образовательном процессе. Теперь речь идёт о повышенной неопределённости, риске и резких изменениях,- тех трёх элементах, которые требуют соответствующих ситуации своевременных актуальных знаний. Учитель учится действовать в экстремальных условиях, планировать учебный процесс в зависимости от сложившихся обстоятельств. А главное: готов протянуть руку главным участникам образовательного процесса: УЧЕНИКАМ.

УЧИТЕЛЬ И ПАНДЕМИЯ

Пандемия, безусловно, изматывает всех нас. Нет никакой гарантии, что она закончится в ближайшее время,  а многие школы снова не перейдут полностью на удалёнку. Возможно, вы этого не осознаёте, но ваша роль учителя — это своего рода спасательный круг, в котором так отчаянно нуждаются и ученики, и их родители во время крайней неопределённости. Дети нуждаются в том, чтобы вы помогли им приобрести правильные знания, помогающие им ориентироваться в очень тёмных водах пандемии.

Вы играете неоценимую и важную роль в том, чтобы добиться ощутимых перемен.

Происходящие сейчас испытания, возможно, случаются раз в жизни. Так же, как другие поколения вспоминают период войны, голода, глобальных катастроф или прежних эпидемий. К примеру, ваш покорный слуга до сих пор вспоминает разрушительное наводнение 2002 года. Это событие разделило мою жизнь, жизни всех пострадавших на «до» и «после».

Естественно, мы хотим пройти через это тяжёлое для всего человечества событие без шрамов, без особых потерь, и вернуться снова к нормальной жизни. Правда, вопрос, который мы должны задать себе, заключается в том, как будет выглядеть эта «нормальность» в будущем и какие ценности мы можем внести, чтобы улучшить её.

Действительно, пандемия вызывает серьёзные проблемы, но мы всегда с оптимизмом смотрим в будущее. У нас есть два варианта:

  • либо погрязнуть в страданиях этого события и сожалеть о потере того, что когда-то было;
  • либо двигаться вперёд, открывая для себя положительные стороны и возможности, которые вы можете предоставить ученикам и их родителям.

Инстинктивно мы понимаем, что пандемия — это последнее место, где можно найти новые возможности для движения вперёд.

Пандемия — это то место, где современная образовательная система испытывается на прочность.

И если мы неправильно будем обращаться с возникшими перед нами вызовами, это может ещё больше подорвать и без того хрупкое доверие к образованию.

не обманывать себя

До пандемии все участники образовательного процесса рассматривали цифровое обучение, как актуальное, но что-то не обязательно, расширяющее список приоритетов. Действительно, на цифровизацию образования тратились миллиарды, но первые же испытания показали, что выстроенная цифровая образовательная среда оказалась колоссом на глиняных ногах.

По сути, образовательные чиновники искренне верят, что в вопросах цифровизации мы добились успехов. Они хотят это видеть, иначе как оправдать ушедшие в песок гигантские денежные вливания.

Одно можно сказать наверняка: пандемия перевернула сценарий информатизации образования, где каждый ошибочный, непродуманный шаг тут же демонстрирует свою неэффективность. Драматическая неопределённость заставляет перенести акценты от административных указаний и нажима сверху к предоставлению всем педагогам-практикам свободы действий, к созданию всех необходимых условий для готовности к работе в любых условиях в любое время.

 я знаю, что именно я не знаю

В течение многих лет эффективность обучения измерялась принятыми Федеральными стандартами, но в результате пандемии показатели эффективности отодвигаются на второй план, уступая место необходимости сохранить фундаментальные основы образования, не потерять учеников.

Как наша образовательная система справляется с рисками и изменениями? Она будет готова к поступательным действиям, если мы не будем обманывать себя, если увидим возникающие проблемы и найдём способы их решения.

Именно на этом этапе многое могут решить педагоги-практики. Им лучше видно, насколько пандемия отразилась на образовательном процессе в их школе и классе. Именно они смогут объективно оценить уровень ущерба образовательному процессу, а затем разработать программу действий для его восстановления.

гибкость образовательной политики

Помимо оценки ущерба, важно адаптировать недавно приобретённые знания учителя о том, как действовать в экстремальных ситуациях, к конкретным образовательным потребностям и своевременно реагировать на происходящие изменения. Это подходящий момент для использования множества доступных информационно-образовательных технологий. Проще говоря, цифровое обучение — это источник учителя для разработки гибких, адаптируемых возможностей обучения.

Именно здесь возникают многие противоречия, проявившиеся во время пандемии:

  • неготовность Министерства образования к демонополизации цифрового обучения,
  • явный дефицит технологических решений для образования,
  • отсутствие должных профессиональных IT-компетенций ряда учителей.

Дидактор продолжает настаивать, что цифровое обучение — это нечто большее, чем просто онлайн-курсы. Этот термин охватывает все технологии обучения, необходимые для проектирования, сопровождения и оценивания процесса обучения. Но многие практики ошибочно рассматривают информационные технологии обучения и онлайн курсы как панацею от всех возникающих проблем. Приходится сожалеть, что бóльшая часть электронного обучения плохо подготовлена или недостаточно развёрнута, что ещё больше раздражает всех участников образовательного процесса.

Цифровое обучение и связанные с ним информационно-образовательные технологии не предназначены для быстрого решения проблем. Эти технологии являются дополнительными инструментами для разработки значимых учебных решений, которые помогают решить имеющиеся текущие проблемы. Количество информационно-образовательных технологий прямым образом не влияет на эффективность и результативность процесса обучения.

В условиях, когда мы сталкивается с непредсказуемыми изменениями и непредвиденными рисками,  связанными с пандемией, эти технологии становятся нашими инструментами, но не заменяют наши основные навыки. Оба элемента должны дополнять друг друга, чтобы обеспечить ориентированные результаты обучения.

Информационно-образовательные технологии способствуют гибкости и адаптивности образовательного процесса, позволяют оперативно решать возникающие учебные проблемы.

Прежде всего, мы должны избавиться от постоянного шарахания и нервного реагирования на новые образовательные инициативы федерального Министерства и региональных органов управления образованием. Это делает нас неготовыми к образовательному процессу, требует освоения новых инструментов и платформ, вновь и вновь перекраивать учебное планирование.

У наших учеников и их родителей нет времени (и тем более терпения) для нервных ожиданий. Им нужно, чтобы вспомогательные функции информационно-образовательных технологий были постоянно активными. Итак, оторвитесь от чиновничьих циркуляров и ненужных бумажных отчётов и станьте частью разговора о рисках и переменах. Поддержите учащихся и их родителей. Покажите свой оптимизм и  уверенность в том, что вы знаете, как организовать успешность обучения.

Во-вторых, переосмыслите, как вы разрабатываете и внедряете свои обучающие решения. Переходите от разработки собственных курсов или работы на малопродуктивных больших образовательных платформах к удовлетворению точечных требований к получению знаний, навыков и учебных компетенций. То есть к созданию авторских учебных модулей, включая решения о том, когда они необходимы, как их применять, как обеспечить к ним доступ в любое время, из любого места и с любого устройства.

Куда дальше?

Конечно, мы живём в беспрецедентные времена и переживаем некоторые уникальные моменты, которые, возможно, больше никогда не повторятся. И всё же за рутиной повседневных дел найдите минутку, чтобы представить, что испытывают ученики и их родители. Пандемия — это сплошная неопределённость, и никому не комфортно, когда не знаешь, чего ожидать. Последние данные об омикроне свидетельствуют, что нас может накрыть новая волна.

Неопределённость не даёт нам права потерять нынешнее поколение учащихся.

В таких условиях именно школа, как ключевая образовательная организация должна быть более гибкой. Она должна позволить себе пробовать новые инструменты и ресурсы, новые подходы и быть более инновационной.

Неопределённость и тревожные ожидания требуют от нас постоянного притока новых профессиональных знаний. Формально мы признаём, информационные технологии могут помочь нам поддержать образование на должном уровне. Но многие из учителей, непосредственно отвечающие за обучение, всё еще ждут указаний сверху в виде памяток, инструкций и готовых технологических решений.

Перестаньте ждать панацеи от администрации всех уровней и начните действовать. Настало время для тех, кто привык сам принимать ответственные решения.

Один комментарий к “Как не упасть духом во время пандемии и двигаться вперёд

  1. Наталья говорит:

    Спасибо за поддержку! То, что Вы делаете очень ценно для простых тружеников у доски. В наступающем желаю здоровья и оптимизма!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.