Как не наломать дров при анализе результатов оценивания

itog

С точки зрения педагогики, основная цель оценивания — получить исчерпывающие данные для пересмотра дальнейших наших планов обучения. Перед учителем встаёт вполне очевидный вопрос: «Ну и что? Что теперь делать?». И чтобы избежать поспешных непродуманных решений после очередного тестирования, контрольной работы, стоит максимально всё взвесить, опираясь не только на полученные результаты, но и учесть целый ряд факторов.  Разработка точного и персонализированного анализа, который выстраивает пути продвижения вперёд как для всего класса, так и для отдельных учащихся, требует огромного объёма работы. Вероятно, это слишком много для одного учителя, чтобы делать это последовательно и для каждого ученика. Отсюда, как правило, «усреднение» дальнейшего планирования, не учитывающего индивидуальные факторы. Или, что ещё хуже, выгорание учителя, которому всё равно, что делать дальше.

Самооценка учащихся

Это весьма сложная, но ключевая задача для понимания того, куда идти дальше. Учащиеся, которых учат навыкам самооценки, с большей вероятностью будут настойчивы в решении сложных задач, будут более уверены в своих способностях и, наконец, проявят бóльшую ответственность за свою работу.

Самооценка вовсе не означает, что учащиеся определяют оценки за свои задания и курсы вместо учителя. Здесь самооценка относится к пониманию и применению чётких критериев к собственной работе и поведению с целью оценки того, достиг ли ученик  определённых целей. Если, к примеру, ученик сможет легко объяснить своему товарищу учебное содержание, почему у того не получается выполнение задачи.

Общая грамотность

Учителя начальных, да и 5-6-х классов знают, как важно, чтобы ученик мог хорошо читать и писать. Это явно связано со знанием предметного содержания. Успевающий ученик обладает большим словарным запасом, он умеет слушать,  умеет пересказать условие задачи, свободно изложить содержание прочитанного и ответить на вопросы о тексте. Это, безусловно, связано с его успехами в математике и других предметах. Таким образом, мы не оцениваем уровень обученности по предмету. Но полученные данные могут многое нам открыть, сделать выводы, почему ученик не успевает по тому или иному предмету.

Объективность

Показатель обученности по предмету в таком случае не покажет нам глубину проблемы. Зачастую полученная учеником оценка точно соответствует заданному стандарту, но мы прекрасно знаем, что ученик тут же «засыпется», если мы предложим ему более сложную задачу, в которой необходимо применить свои знания. То есть формально полученные данные могут ввести нас в заблуждение и подорвут наши усилия по обучению на основе полученных данных.

Если получены результаты от теста, не связанного с учебным планом и индивидуальными траекториями обучения, это просто ещё одно задание. То есть такие полученные данные, нельзя использовать немедленно для существенного пересмотра запланированного обучения. Это в лучшем случае выполнение практических задач, а в худшем — дополнительная, не связанная с содержанием и учебным планом обременительная работа как для учителя, так и для ученика. Если ваши тесты, дидактические упражнения не стыкуются с учебным планом и индивидуальными траекториями обучения, в вашей аналитической работе имеется слабина.

Многоуровневое оценивание

Сложность проверочных материалов — понятие относительное.  Если сложные учебные задачи персонализированы, то, как правило, они достижимы и могут способствовать серьёзной и последовательной работе учащихся. Слишком простые данные в целях повышения уверенности учеников  в себе носят временный характер. Психология оценки так же важна, как и содержание обучения.

Дифференцированное оценивание

Разработка показателей (оценок) с различными показателями успеха, которые понятны не только учителю, но и учащимся, имеет решающее значение для содержательного оценивания. К сожалению, внедряемая ЕГЭизация способствует тому, учащиеся часто мотивированы избегать неудач, а не добиваться успеха. И учителя, на себе испытывающие административный ЕГЭ-пресс, также нацелены на получение позитивных результатов в ЕГЭ, не беспокоясь о плановости в своей аналитической работе.

В идеале нас должны интересовать не результаты промежуточных тестов, а сам процесс тестирования. То есть мы могли бы узнать у учеников, насколько точно тест показал, что именно они умеют делать и что ещё не понимают. А не радоваться пятёрке или огорчаться от двойки или тройки. Другими словами, не менее важной функцией нашего оценивания является определение того, что учащийся понимает. Если этого не происходит, то провалился наш тест, а не ученик.

Разработка критериев

Большинство опытных учителей уже могут предполагать диапазон успеваемости учащихся. То есть ещё до того, как они выставят оценки, они уже ждут определённых результатов. Поэтому имеет смысл заранее разработать учебный план и инструкции, чтобы подстраиваться под успеваемость учащихся без титанических усилий со стороны учителя. Но так или иначе учитель должен отслеживать, что достигнуто. Иначе он отстанет от образовательного процесса, не будет владеть ситуаций.

Возможны ошибки

Каждая оценка может ошибочной. Ничто не идеально.Оценка должна быть ориентирована на учащихся и не висеть над ними дамокловым мечом. Чем чаще это будет присутствовать в системе оценивания, тем объективнее будет полученный результат. Есть соблазн переоценить систему формирующего оценивания, как своего рода мерило человеческого потенциала. В лучшем случае это несовершенный анализ – и это нормально. Нам просто нужно убедиться, что учителя, учащиеся и их родители всё знают и реагируют на получаемые результаты соответствующим образом.

Часто учителя мучает соблазн провести оценивание лично, не ориентируясь на разработанные критерии оценивания. Это крайне не обдуманный шаг. Чем менее персонально вы относитесь к оцениванию, тем более «крутым» и вдумчивым аналитиком вы можете стать.

Не торопитесь с выводами. Легко поддаться предвзятости в оценивании. Ищите убедительные данные, подтверждающие то, что вы подвергли сомнению. Заставьте себя взглянуть на оценки с другой стороны. Как полученные данные иллюстрируют то, чему вы учите, и то, как ученики учатся, вместо того, чтобы смотреть слишком широко и поверхностно.

О вреде частого тестирования

Оценивание не обязательно означает тестирование. Любая ученическая работа может представить большой спектр данных. Количество и качество получаемых данных, зависит от того, что вы ищете.

Цифровые технологии могут помочь облегчить наш труд в деле оценивания и повысить эффективность сбора данных, но это не достигается автоматически. На самом деле, при неправильном использовании цифровые технологии формирующего оценивания могут  даже ухудшить ситуацию, предоставляя слишком много данных, часто отвлекающих от собственно образовательного процесса. Такой подход делает использование цифровых технологий практически непригодными для учителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.