Как нам обустроить отечественное образование?

skuchayushchiy-malchik_6939395005920122

Скажете: «ну вот, замахнулся!» Мы привыкли, что всякого рода реформы нам спускают сверху. Что чиновники лучше знают, что нам надо. Действительно, с завидно раздражающей регулярностью наши политики, депутаты, руководители образования и учёные мужи выступают с призывом к исправлению системы образования. Это происходит уже на протяжении более четверти века. Реформы образования следуют одна за другой. Тем не менее, согласно статистике, наша школьная система кардинально не изменилась в лучшую сторону.

В то же время, мы должны осознавать, что налицо кризис всего мирового образования. Не только нас, но и многие другие страны беспокоят результаты международных исследований.

dannye

Когда были оглашены последние результаты PISA-2018, у нас опять началась очередная кампания принятия срочных программ, как исправить эту проблему в стиле хрущёвского «догоним и перегоним». Решения предлагаются самые разные: от точечного улучшения читательской, математической и естественно-научной грамотности до глобальной перестройки всей системы образования, не считаясь с финансовыми вливаниями.

Между тем, нельзя решать проблему в той же плоскости, где она и возникла.

fraza

Великий мудрец имел в виду, что лишь нестандартное мышление зачастую оказывается тем единственным способом решения сложных проблем и выдвижения новых идей, чтобы действительно что-то кардинально изменить.

Между тем, ошибки исправлять стараются те же, кто их натворил.

Учительство

Нет сомнения, квалифицированность учительского корпуса важна. Мы все знаем проблемы, связанные с педагогическими кадрами.

11p_uchitel

Однако мы переоцениваем влияние педагогов на качество обучения в школе.

Наиболее важными факторами, влияющими на обучение учащихся и качество образования, являются факторы, находящиеся вне школы:

  • семейное положение учащихся,
  • место их проживания,
  • их индивидуальные особенности и
  • социально-экономическая среда школы, в которой они учатся.

Таким образом, кардинальные изменения в отечественном образовании большей частью возможны при системных изменениях в нашем обществе.

Как решить проблемы отечественного образования? Безусловно, мы не исправим ситуацию мановением «волшебной палочки».

Однако надо прекрасно понимать те вызовы, которые существуют в нашем образовании и, исходя из этого, искать системные решения, выходящие за рамки школы.

сделать равенство в образовании политическим приоритетом

Когда мы это декларируем, то должны осознавать:

Какие бы различия ни существовали между результатами обучения, они не должны быть связаны в первую очередь с их семейным положением учащихся, включая социально-экономический статус, место жительства, пол или национальная принадлежность.

В настоящее время у нас не так. Двойные стандарты в обществе, явно бросающаяся в глаза вседозволенность современных нуворишей, мажоров и прочей новоявленной «элиты» бьют но самому главному: нравственным устоям.

citata1

У нас невероятно высокий уровень детской бедности. По официальным данным, в России 26% детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Детская бедность опасна тем, что именно она формирует «ловушку нищеты». Эти дети не получат достойного образования, будут обречены на низкооплачиваемую работу в будущем.

Повышение уровня справедливости в области образования начинается с обеспечения высококачественного дошкольного образования для всех, персонифицированной поддержки в школе тех, кто в ней нуждается, и обеспечения всестороннего развития ребёнка на протяжении всего школьного обучения.

Именно социально-экономическое неравенство в нашем обществе препятствует улучшению результатов образования. По сути, это ставит под угрозу саму целостность российского общества.

 здоровье в школах как приоритет

Здоровые ученики — это хорошо обучающиеся ученики. Однако реформы в области образования не позволили в достаточной мере решить проблему сокращения числа заболеваний, связанных со школой.  Мы прекрасно понимаем, что здоровье детей оказывает как прямое, так и косвенное влияние на качество обучения.

Я не располагаю статистическими данными, но мы с уверенностью можем предположить, что учащийся, страдающий тревожными расстройствами, депрессией, недосыпанием и даже суицидальным поведением (не будем и этого скрывать), вряд ли добьётся успеха в школе.

Не торопиться!

Вера в то, что возврат к советской системе образования, точечные усилия подняться в международном рейтинге в деле грамотности учащихся или кардинальные изменения в подготовке учителей серьёзно повлияют на изменение ситуации,- это весьма неудачная стратегия.

Она неверна потому, что не направлена на решение системных образовательных проблем и повышение благосостояния учащихся: чтобы каждый ученик имел одинаково справедливые шансы на успех.

Итак, с чего же тогда начать совершенствование системы образования?

Старик Эйнштейн и на это на даёт свой совет:

einsht

К сожалению, это редко происходит при решении образовательных проблем, даже когда от результата зависят миллионы жизней. Вместо этого мы спешим предлагать решения, которые имеют плохую доказательную базу и лишь слабую связь с фактической проблемой. Вспомните, с какой поспешностью принимался последний Закон «Об образовании». А затем те же государственные мужи, голосовавшие за него, обрушивались с критикой.

Не стоит принимать поспешных решений. Да, мы можем согласиться, что хотим видеть школу другой. Что ученики сегодня учатся не тому, чему хотелось бы, что всё больше учителей не находят преподавание интеллектуально привлекательным.

oblom

Но мы с вами (с руководителями всех уровней и без них) сделали уже много полезной работы в преддверии ответственных решений. Иногда вопреки обстоятельствам и непродуманным решениям. Иногда по наитию.

Нужно набраться мужества и терпения. Совершенствование системы образования — это не просто научно обоснованный трактат, это гораздо сложнее.

Важно понимать, что спешить с реформой образования — значит её окончательно разрушить.

Один комментарий к “Как нам обустроить отечественное образование?

  1. Фатима говорит:

    Полностью с Вами согласна. Реформы в образовании без реформ общества никогда не приведут к результату.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.