Как мотивировать учеников в условиях дистанционного обучения?

karantin

Для педагогов всего мира от начальной школы до вузов дистанционное обучение превратилось из модной формы обучения в  насущную необходимость уже в течение нескольких месяцев. Но даже когда наступят те благословенные дни, когда учителя и ученики вернутся в свой родной класс и будут свободно гонять на переменах по коридору, без сомнения, электронное обучение всё же останется.

 Если вы уже готовитесь к сентябрьским занятиям или просто задумываетесь, каким будет образовательный процесс, давайте ещё раз обсудим, как организовать эффективное дистанционное обучение. Рассмотрим новые грани этого сложно явления.

педагогический Дизайн занятий

Стратегия: выбирайте те модели обучения, которые требуют активного обучения и участия от каждого ученика, каждый день.

Возможно, самая фундаментальная часть обучения состоит в том, чтобы понять, чему следует учить и как учить. То есть мы должны чётко обозначить конкретную цель каждого нашего онлайн урока и какими инструментами мы этого добьёмся. Важнейшую роль в этом играет педагогический дизайн наших занятий.

Мотивация учащихся в условиях дистанционного обучения в значительной степени зависит от дизайна самих учебных мероприятий.

Чёткие цели, продуманные модели обучения, простые и прозрачные методы оценивания,  возможности для повторения изученного и получения дополнительной учебной информации, расширяющей познавательные горизонты учащегося,  — всё это признаки хорошего преподавания в обычном режиме работы в живой школе.

То же самое относится к виртуальному классу во время дистанционного обучения.

Мотивация И Психология

 Стратегия: не секрет, что разные обучаемые, выполняя одни и те же учебные задания, делают это по разным причинам, с различной мотивацией.

Вовлечённость ученика обычно рассматривается в терминах когнитивной вовлечённости. Действительно, появляющаяся познавательная активность учеников зависит от разных обстоятельств.

Одни ученики активны в связи родительским контролем. Родители обеспечивают комфортные условия своему ребёнку для удалённого обучения, помогают ему, следят за своевременным и качественным выполнением учебных заданий.

Другие ученики стремятся не огорчать любимого учителя, и мы видим хорошие результаты обучения.

Третьи ученики просто боятся получить плохие оценки и тоже хорошо мотивированы на обучение.

Мы помним с вами, что в обычных реальных классах негативное поведение ученика, как правило, было чем-то обусловлено. Такое же происходит и во время удалённого обучения. Желание учиться или, наоборот, имеет свои определённые основания. Мы добьёмся хороших результатов в режиме удалёнки, если сможем перенести матрицу реального, живого обучения на условия дистанционного обучения.

 Мотивация — один из самых мощных факторов вовлечённости ученика в эффективной работе нашего виртуального класса.

Роли И Перспективы

Стратегия: используйте «ролевые назначения» в качестве элемента дизайна учебного занятия и каждого учебного эпизода.

Обычно идея ролевых назначений в классе рассматривается в терминах «роли учителя» и «роли ученика», и это хорошая стартовая позиция. Между тем, учитель может помочь учащимся в выполнении других ролей в виртуальной учебной группе: лидера группы, исследователя, эксперта, дизайнера, издателя и пр.

Присвоение таких ролей может также улучшить климат в виртуальном классе  и способствовать активной работе учащихся в виртуальных группах. Таким образом, мы переносим формы интерактивного обучения, групповой работы учащихся в обычных классах на работу виртуального класса.

Ученикам могут быть даны не только определённые роли в рамках учебной группы, но и за её пределами с помощью проблемных заданий.

Например, ученик может взять на себя роль историка или художника, предпринимателя или ученого, литературного критика или писателя для выполнения учебного задания в рамках проблемного обучения. Они также могут взять на себя роль «очевидца событий» и описать произошедшее с позиций данного исторического персонажа. Ученик может стать сказочным героем и описать, к примеру, приключения атома в различных химических соединениях.

Пространство И Климат

Стратегия: помогите ученикам подготовить свое удалённое учебное пространство

В традиционных очных классах учителя имеют возможность и полномочия адаптировать окружающую среду таким образом, чтобы она была как можно более благоприятной для обучения. Причём это касается не только оформления класса и подготовки каждого рабочего места ученика. Даже одно наше секундное действие: к примеру, закрыть двери класса, чтобы удалить внешний шум, уже может способствовать прекращению беспокойства и раздражения учеников.  В дистанционном обучении, естественно, учебное пространство каждого ученика будет отличаться.

Проинструктируйте учеников организовать учебное пространство в зоне, где имеется как можно меньше отвлекающих факторов. Отвлекающие факторы могут проявляться в различных формах, включая фоновый шум, движение ног, игры братьев и сестёр, запахи от готовящейся пищи и такие визуальные захватчики внимания, как строительные работы, видимые из окна, залетевшие на балкон птицы и т.д.. Если у учеников есть своя комната, предложите им закрыть дверь и, возможно, задернуть шторы.

К отвлекающим факторам можно отнести телефон,  не выключенный телевизор, собака, кошка и многое другое. Обратите внимание учеников на то, что  каждый раз, когда они теряют фокус внимания, они убивают появившийся росток познания. И приходится начинать всё заново. Предложите им составить простой список дел из нескольких пунктов и следить за их выполнением. Не допускать ситуации, когда на выполнение одного пункта уходит целый день.

Кроме того, поощряйте учеников разделять свое учебное и личное время, точно так же, как учителя и другие специалисты должны иметь баланс между работой и личной жизнью. С этой целью порекомендуйте своим ученикам найти специальное учебное пространство, которое будет использоваться только для учебной работы.

Для достижения наилучших результатов будьте активны, отправив в начале учебного года или каждой четверти электронное письмо ученикам и их родителям с общими предложениями и рекомендациями.

Структура И Гибкость

Стратегия: обеспечьте структуру и регламент обучения

Созданные нами учебный курс, платформа дистанционного обучения, каждый онлайн урок и удалённая познавательная деятельность ученика, организация оценивания требуют структурирования как никогда необходимы для организации эффективного обучения. Даже, казалось бы, такие абстрактные методические требования, как последовательность удалённого обучения, важны для активной работы учащихся.

В большей степени, чем работа вживую, удачная структура ваших дистанционных занятий будет обеспечивать успех удалённого обучения как для учеников, так и для вас, как преподавателя. Такие факторы, как коммуникация, управление временем и планирование онлайн уроков, должны быть скорректированы в соответствии с уникальными потребностями удалённого класса и каждого ученика в отдельности.

Если вы только начинаете, то вполне возможны ожидаемые неудачи. Тем не менее, в Дидакторе имеется много полезных статей для тех , кто только начинает работать в режиме дистанционного обучения, включая организацию дистанционного обучения, выбора конкретной модели дистанционного обучения и описания цифровых инструментов и образовательных платформ. В дополнение к этим рекомендациям, просто приглядитесь к своим ученикам во время первых удалённых занятий. Подведите предварительные итоги, определитесь, что необходимо изменить, откорректировать.

Если вы чувствуете, что это уместно, отправьте анкету ученикам и их родителям, чтобы понять их желания и ожидания. Вы не только получите ценную обратную связь и понимание, но и повысите ответственность учащихся, покажете, что готовы гибко реагировать на их потребности.

Сотрудничество И Взаимодействие

Стратегия: поощрение сотрудничества

Как все люди, мы имеем врождённое желание и склонность к социализации. Однако при дистанционном обучении ученики не получают социального стимулирования, которое они могли бы получить от живой учебной среды.

Чтобы помочь ученикам преодолеть любые негативные последствия дистанционного обучения, такие как беспокойство, отсутствие мотивации или интереса, поощряйте  общение учащихся, как во время занятий, так и между ними. Включайте в практику удалённого обучения не только групповые онлайн проекты, но и командные онлайн игры, такие как викторины, квесты, которые предоставляют детям отличную возможность сотрудничества и определённый опыт  социального взаимодействия. Помимо групповых проектов подумайте о более тесном партнёрстве учеников парами. Это можно придумать по разным принципам: сосед по парте, помощь товарищу, парная работа по интересам.

индивидуальный подход и равные условия

Стратегия: вовлекайте каждого ученика хотя бы раз в день

Если вы организовываете видеочат, онлайн урок с более чем дюжиной учащихся, все они видны в виде сетки. Скорее всего, вам трудно заметить настроение каждого ученика. В зависимости от количества учащихся и той платформы, которую вы используете, некоторые ученики могут полностью выпасть из вашей зоны внимания, что, конечно, печально.

При дистанционном обучении, особенно при работе с большими группами учащихся, важно неофициально отслеживать их участие, чтобы убедиться, что каждый из учеников настроен на обучение и понимает материал. В то время как в классных помещениях вы будете получать визуальную и слуховую обратную связь в качестве подсказки того, что ученик невнимателен, отвлекается, в дистанционном обучении вам придется продумать такие обстоятельства. Найдите формы небольшого по времени, но очень важного неформального общения с учеником один на один.

Также решающим фактором является равный доступ к информационно-образовательному пространству для каждого ученика, каждый день. От программного  обеспечения и индивидуальных технических возможностей до наличия домашнего учебного уголка или комнаты, социально-экономических факторов. Начните с малого и сделайте все возможное, чтобы образовательные ресурсы, так тщательно отобранные вами, стали достоянием всех.

Интерфейсы И Взаимодействия

Стратегия: использование мощных технологий

Прошли те времена, когда технология дистанционного обучения включала в себя несколько вариантов и непомерно высокие затраты. С появлением во всем мире чрезвычайной ситуации, связанной с изучением на дому, вызванной пандемией, IT-компании по всему миру увеличивают объём предложений по дистанционному обучению: от систем управления обучением до специальных цифровых инструментов.

Чтобы воспользоваться лучшими образцами современного дистанционного обучения, убедитесь, что вы используете всё то, что доступно. Современные инструменты управления классами, помогают учениками максимизировать свое обучение и стимулировать совместную работу. Для онлайн общения имеются ряд платформ, и о них Дидактор писал не раз: Zoom, 8×8 Meetings, Proficonf, Google MeetВидеозвонки Mail.ru и многие другие.

 Обратите внимание, что не все интерфейсы будут вам удобны.  Уточните, что лучше всего воспринимается учениками. Не настаивайте на той платформе, которая не нравится большинству учащихся, причём они это объективно аргументируют. Ученическое взаимодействие связано не только с технологическими инструментами. Ученики также взаимодействуют друг с другом, с учебной информацией и помимо тех инструментов, которые вы им предлагаете.

Связь И Доступ

Стратегия: быть доступным в виртуальное рабочее время

Наконец, убедитесь, что вы доступны для своих учеников, так как дистанционное обучение является более сложным в смысле коммуникации.

Имейте в виду, насколько неприятным может быть опыт дистанционного обучения для некоторых ваших учеников, и соответствующим образом отрегулируйте свою доступность. Если вы можете, установите внеурочную «горячую линию» на любой из платформ, где ученики могут писать без предварительной договорённости для быстрого и легкого ответа на вопросы. Для тех, кому может понадобиться дополнительное время с вами, выделите несколько 10-ти или 15-минутных блоков во внеурочное время второй половине дня или ранним вечером.

Дистанционное обучение будет иметь разную кривую обучения для каждого преподавателя. Но если вы учитываете в первую очередь потребности своих учеников, вы наверняка обнаружите, что и вам легче организовать дистанционное обучение.

Один комментарий к “Как мотивировать учеников в условиях дистанционного обучения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.