Лада Анатольевна Сащенко, учитель информатики и технологии средней школы № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга.
QR — коды сегодня стали обыденным делом. Откройте журнал, каталог или взгляните на доску объявлений, и вы наверняка увидите QR — код.
QR — коды позволяют легко перейти на веб — сайт или загрузить файл на ваше мобильное устройство. QR-коды и QR-сканеры для чтения являются одним из привлекательных способов использовать мобильные телефоны ребят в учебных целях.
В отличие от одномерных штрих-кодов двумерные позволяют закодировать больший объем информации.
К примеру, в Санкт-Петербурге в 2014 году компания МТС разместила баннеры, с которых при помощи мобильного устройства можно было считать QR-код и получить ссылку для скачивания книги.
Что делать с QR-кодами в школе?
Во-первых, научиться использовать готовые QR-коды и понимать, что делать с результатом.
Во-вторых, понять, на что вообще способен такой способ кодирования, т.е. какую информацию (по типу и объему) можно перевести в эту форму.
Наконец, в-третьих, узнать, можно ли самим создавать такие коды, что для этого нужно, и что потом с этим кодом делать. А глобальная задача — понять, как это можно использовать в учебном процессе.
Все эти цели достижимы, причем и на стационарных компьютерах, и на планшетах, и (частично) на смартфонах. И в школьные занятия QR коды вписываются великолепно, вызывая у школяров любых возрастов заинтересованность и живейший отклик.
Цель первая. Научиться расшифровывать.
QR-код — это картинка. Значит, нужен телефон/планшет/фотоаппарат. Если есть выход в интернет — замечательно. Если нет — ничего страшного, фотографируем. В любом случае мы должны на какое-то время сохранить (считать) картинку.
Второй этап — дать понять нашему компьютеру или гаджету, что это нечто, требующее расшифровки. Для этого нужны программы.
Поиск в Яндексе или Google по запросу “Программа для чтения Qr-кодов” выдает десятки тысяч ссылок, первые из которых — “на Android”, “на IOS”. Это значит, что на самых распространенных моделях планшетов и смартфонов проблем с поиском и установкой программы не будет.
Причем не имеет значения, в каком виде — напечатанном или электронном — мы видим код. Главное, что это изображение, построенное по определенным правилам.
Если нет смартфона или планшета с выходом в интернет, то имеются онлайн программы для чтения. В этих целях сохраняем сфотографированный код на компьютере. Одна из наиболее популярных программ для чтения QR-кодов Decode it.
Её преимущество в том, что она производит и кодирование, и декодирование (расшифровку).
Совершенно очевидно, что полученные коды можно размещать на сайте, в презентации, в печатном документе, на информационных стендах и табличках.
Размеры можно делать любые — маленькие, если есть индивидуальный доступ к картинке, или большие, если нужно разместить повыше или в недоступном месте или для большого количества людей.
В некоторых музеях стали размещать такие коды около экспонатов или картин, чтобы посетители могли получить ссылку на более подробную информацию об экспонате или его авторе.
Цель вторая. Разобраться, что можно зашифровать.
В QR-код легко переводятся не очень большие по объему тексты.
Например, все текстовые задания и примеры из учебника математики для 5 класса Виленкина и из сопровождающих его сборников самостоятельных и контрольных работ прекрасно переводятся в QR-коды.
А еще:
- пословицы и поговорки
- загадки
- адреса, в том числе с указанием координат
- короткие (до 8 строк) стихи… естественно, не пятистопным ямбом
- даты
- списки слов для упорядочивания, исправления ошибок, вставки букв и т.п.
- поздравления
- факты
- правила
- визитки (основная информация личного характера)
- объявления
- приглашения к участию в чем-либо
- учет активностей…
- …и вообще любые вопросы
Цель третья: научиться создавать самим
Это несложно. В этих целях необходимо воспользоваться генератором кодов онлайн. Таких сайтов довольное много. Один из наиболее популярных QRcoder.
На этом сайте понятная система подсказок. В поле для строки можно ввести просто текст, а также ссылку, sms, и визитную карточку. Готовый код можно сохранить как изображение или ссылку на него.
В прошлом учебном году в нашей школе мы запустили сайт “Виртуальная учительская”. Ссылок на него нет на официальном сайте школы и вообще где бы то ни было.
Учителя получили раздатки с адресом сайта и на всякий случай были напечатаны несколько адресов в виде qr-кода. Они оказались востребованными у нескольких педагогов. кто хорошо владеет инфотехнологиями, постоянно ходит с планшетом и еще не имеет своего кабинета.
Например, отчет о выполнении программы и качестве знаний можно было заполнить, зайдя на сайт по отсканированному коду.
В прошлом же году в четвероклассниками проводила урок в школьном дворе. В каждом пакете заданий было одно “бонусное”. Учащимся заранее было показано, для чего применяются QR-коды и как установить программу-сканер.
Накануне урока была проведена перекличка, в ходе которой обнаружилось 7 установленных на гаджетах программ. Этого было вполне достаточно, т.к. работа происходила в группах, групп было 6, а до бонусного задания добрались не все. Среди заданий были и такие, где необходимо было воспользоваться QR-кодами.
Учащиеся 7-8 классов в рамках акции “Час кода” выполняли задания и отвечали на вопросы викторины, часть вопросов была закодирована именно в QR- кодах, напечатанных на карточках.
Примеры заданий:
В текущем учебном году объявления-плакатики о предстоящих конкурсах и олимпиадах по информатике мы печатали с включением закодированной ссылки на сайт конкурса.
Заинтересованные ученики, которым не хотелось записывать в тетрадь названия и сайты конкурсов, сканировали их на смартфоны и сохраняли ссылку.
На практике приходится часто пользоваться такими сайтами, где названия и бесконечно длинные адреса замедляли работу.
Многие ученики выходят в интернет со смартфонов или планшетов и лишние переходы занимают время и ресурсы устройства.
QR-коды с URL-адресами сайтов я сохраняю на своем рабочем месте, и ребята могут считать их прямо с экрана своим устройством.
В Москве сейчас очень много памятников архитектуры, о которых можно почитать в интернете, перейдя по Qкоду. Это здорово!
Использовала Q коды во время проведения недели истории. Были зашифрованы описания памятников архитектуры, нужно было детям найти эти описания (были спрятаны в разных местах), собрать все и назвать их. Очень понравилось ребятам. Бегали, искали, угадывали, заодно узнали много нового и интересного.