Когда я занялся изучением данной проблемы, то не думал, что найдётся хотя бы несколько генераторов лабиринтов. Однако оказалось — их так много, что в данной статье я решил ни в коем случае не стремиться написать большой обзор инструментов. Моей целью будет представить своё видение создания и использования таких лабиринтов в образовательных целях. Различные виды сложности лабиринты очень часто встречаются в качестве развивающих игр. Многие специалисты обращают внимание не только на развлекательный характер подобного рода головоломок, но и на развитие определённых умений и навыков дошкольников и школьников.
Чем полезны лабиринты
♦ Прежде всего, лабиринт — это своего рода карта, план-схема. И ребёнок учится с ней работать. Он воспринимает лабиринт как нечто целое.
♦ Именно восприятие целого очень важно. Ребёнок не добьётся решения задачи, если он будет воспринимать лишь небольшой фрагмент лабиринта. В дальнейшем это способствует формированию навыка чтения, когда дошкольник учится воспринимать всё слово целиком, а не отдельные буквы и звуки.
♦ Решая лабиринт, ребенок учится логически мыслить, выстраивать различные вероятности, пути маршрута: что будет если я пойду таким образом, а что другим?
♦ Развитие пространственного мышления. Ряд лабиринтов предусматривает замысловатые петляния, пересечения, узлы. И видя плоский рисунок, ребёнок представляет себе, где находится выбранная им «тропинка» — сверху или снизу.
♦ Работая с лабиринтом, ребёнок учится удерживать внимание. Лишь не отвлекаясь, мысленно дойдя до конца, он сможет определить, правильный или неправильный путь он выбрал.
♦ Развитие памяти. При решении головоломки ребёнок должен удерживать в памяти сразу несколько вариантов, чтобы не повторяться. И в итоге найти правильный путь.
♦ Развитие мелкой моторики. Ребёнок рисует свой вариант карандашом или ручкой. Причём он органичен размерами дорожки и должен прочертить путь до цели.
♦ Воспитание воли и терпимого отношения к временным неудачам. Ребёнок при приобретает большой опыт преодоления временных трудностей.
♦ Гимнастика для глаз. Есть специальные упражнения для этого. Но часто они вызывают противодействия учащихся, особенно средних и старших классов. В виде игры это происходит ненавязчиво. И ученики с удовольствием решают головоломку.
Генераторы лабиринтов
Онлайн инструментов для создания лабиринтов, как уже упоминалось, довольно много. При их выборе следует учитывать их возможности :
- настройка сетки
- выбор фона
- выбор уровня сложности
- наличие варианта с решением
- толщина линий
- создание лабиринта в виде различных геометрических фигур
- сохранение в виде изображения или листа PDF
- наличие русского языка
- бесплатность
Для поиска подходящего для вас генератора достаточно вбить в строку поиска слова «генератор лабиринтов«.
К примеру, всем этим требованиям соответствует вот этот российский генератор лабиринтов, позволяющий редактировать не только поля, но и линии.
Все генераторы лабиринтов имеют опцию скачивания готовых лабиринтов. Но абсолютное их большинство не представляют возможности вставки изображений, небольшой оформительской доработки. Поэтому необходимо немного потрудиться, чтобы перед детьми стояла чёткая цель: для чего необходимо найти правильный путь. Для этого достаточно вставить дополнительные изображения.
Кроме этого вы можете обеспечить динамику в демонстрации лабиринта. К примеру, если вы демонстрируете лабиринт в классе, на интерактивной доске, то лучше воспользоваться вариантом демонстрации решения. В данном примере щёлкните по слайду.
Возможен и другой, более сложный вариант, когда вы демонстрируете пошаговый путь достижения цели. Как в данном варианте, где тоже достаточно щёлкнуть по слайду.
Наконец, вариант, с пересечением путей. Я долго искал такой генератор. Считаю такой вид лабиринта очень полезным (развитие пространственного мышления). Правда, такой генератор удалось найти с трудом. Я нашёл его на сайте Дэвида Бау (David Bau). Правда, он представлен не отдельным инструментом, а непосредственно в статье. Для того, чтобы воспользоваться генератором, необходимо перейти по следующей ссылке.
Внесите свои коррективы в инструментах и нажмите Make My Maze.
Для более детального изучения советую посмотреть данное видео, где сначала показан один из традиционных генераторов на русском языке, а затем генератор Дэвида Бау.
Вам достаточно доработать изображение: залить цветом, добавить рисунки и предложить детям решить головоломку:
Использование смешанных технологий нам значительно облегчает работу. Вместо того, чтобы самим прорисовывать лабиринт, мы используем генератор, выбираем наиболее оптимальный вариант, обязательно дорабатываем (вставляем небольшие сопровождающие изображения), распечатываем головоломку и представляем ученикам задание на бумаге.
Огромное спасибо за статью. Желаю успехов в развитии вашего блога и Ютуб-канала.