Как эффективно использовать электронное оценивание?

 

86efb6cf_resizedscaled_817to545

Уже давно специалисты пришли к мнению, что оценка является одной из наиболее важных частей процесса обучения, а не только способом положительно отметить успевающих и «заклеймить позором» отстающих.

Технология оценивания, разработанная на бумажных носителях, способствовала становлению и развитию электронной оценки.

Однако вполне очевидно, что данный вид оценивания требует новых подходов. 

Современные исследования показывают, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют возможности оценки, особенно в деле поддержки и мониторинга процесса обучения школьников.

Главный смысл формирующего оценивания — обеспечение постоянной обратной связи.

И это, конечно, не только серия вопросов различной степени сложности, заданий, но и стимулирование ученика к дальнейшим размышлениям и развитию.

Каковы основные проблемы электронного оценивания?

Одна из проблем — ВРЕМЯ, которое педагоги тратят на создание своей стратегии оценивания для стимулирования и развития тех или иных компетенций, а не просто определение итоговой оценки.

ИКТ могут помочь нам следить за процессом обучения, но лишь немногие учителя внедряют новые инструменты для управления учебным процессом с помощью системы формирующих оценок.

Чаще всего проблема состоит не в отсутствии знаний о данных инструментах, а  в банальном отсутствии времени.

И, конечно же, трудно избавиться от давней традиции оценки, основанной на экзаменах и тестах, измеряющих нечто статичное, фиксирующих только результат.

Оценивание самого учебного процесса требует обязательств со стороны обеих сторон: как учителей, так и учеников, а также требует наличие новых инструментов оценивания.

Имеющиеся электронные журналы и дневники лишь дублируют старые, не затрагивая саму динамику обучения.

Они не помогают отслеживать собственно познавательный процесс учащихся.

 

На мой взгляд, ключевым вопросом оценивания является ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Учитель должен оперативно реагировать на изменения в процессе обучения каждого ученика, представляя ему соответствующую информацию о ходе учёбы.

Он направляет его обучение, оказывает постоянную поддержку, как условие последовательного и гарантированного познавательного процесса.

Конечно, самая большая проблема заинтересовать учеников в необходимости постоянной обратной связи с учителем.

Это позволит учителю разумно прогнозировать обучение, обеспечить индивидуальный подход.

 

Итак, какие усилия может предпринять учитель для создания своей системы электронного оценивания?

  1. Педагогическое проектирование.

Интеграция электронной оценки в процесс обучения в рамках учебного курса. Важно, чтобы электронная оценка могла измерить, КАК ученики учатся, а не только то, что они узнали нового.

Если рассматривать обучение как непрерывный процесс, то и должен он оцениваться непрерывно. Педагогическое проектирование может помочь учителям планировать, как и когда это сделать.

В то же время, педагогическое проектирование может помочь учителям выбрать правильные методы оценки, стратегии и технологии для повышения качества обучения.

  1. Разнообразие методов.

Использование различных методов и подходов по оценке различных процессов и результатов, поступающих из различных стилей обучения. Это позволит объективно оценивать процесс обучения.

3. Технологические решения электронного оценивания.

Использование ИКТ для наблюдения процесса обучения должно стать системой.

Какие это могут быть инструменты:

  • инструментальные средства для мониторинга и поддержки учащихся, чтобы можно было оценить большое количество учеников;
  • использование таких инструментов, которые могли бы использоваться в качестве самооценки;
  • для рецензирования;
  • для собственно оценки учителя;
  • наличие технологий, которые поддерживали бы альтернативные стратегии оценивания. Это позволит обеспечить более объективную обратную связь, а в итоге и более высокий уровень обучения.
  1. Прозрачность обучения.

Использование различных инструментов электронного оценивания позволит получить оперативную и объективную картину процесса обучения по каждому ученику.

 

  1. Обратная связь и прогнозирование.

Ученики нуждаются в существенной, регулярной и адекватной обратной связи. Эта обратная связь может быть персонализирована и обеспечена всеми участниками образовательного процесса.

Обратная связь должна быть использована для улучшения качества обучения, а не даётся в качестве конечной деятельности, информирования учащихся о конечной отметке.

Нужны такие технологические решения, которые бы содействовали диалогической обратной связи.

Если мы обеспечим эти условия, то оценка будет иметь больше смысла, чем когда-либо!

Это будет стимулировать учащихся изменять, дополнять и совершенствовать свои знания. На самом деле, саморегулируемое обучение — это мечта каждого учителя.

Это поможет значительно увеличить эффективность обучения.

Последние мысли

 

Возможно многие учителя сочтут фантастическими мои размышления. Но время стремительно требует изменений. Количество электронных, в том числе и облачных, инструментов оценивания растёт.

Если учителю будут созданы условия для использования такого мощного инструментария, тогда это лишь облегчит его повседневный труд и сделает более радостным.

Но пока мы видим с вами отдельные инструменты. Как правило, заимствованные из-за рубежа.

Мы, как всегда, опаздываем. Никакая болтовня о формирующем оценивании не поможет, если учитель не будет вооружён соответствующими технологическими решениями.

Рубрики: приёмы медиадидактики, Цифровая дидактика | Метки:

Один комментарий к “Как эффективно использовать электронное оценивание?

  1. baikalchanga говорит:

    Из нашей тьмутаракани смотрю с тоской на Ваши метания. Вы правы на сто процентов когда говорите «Никакая болтовня о формирующем оценивании не поможет, если учитель не будет вооружён соответствующими технологическими решениями» Но последнее время наше высокое начальство нас как кошку тянет к себе, наступивши при этом на хвост. Вся вина при этом возлагается на кошку — не любит хозяина, упирается, возмущается, а он ведь ее кормит, отпускает гулять. Даже на рысканье по помойкам закрывает глаза. Эту тему можно развить. Но суть в том, что пока выгодней не тратиться на разработку отечественных технологий, а искать виновного, почему их нет. Крайний же всегда учитель: не понял, не изобрел, не обеспечил, и как следствие — не научил! Иногда даже раздавались крики о том, что раб может воспитать только раба. Но все это — ширма, за которую прячутся те, кто не может даже сформулировать, что же конкретно требуется от учителя в наших условиях? Как учить? Как оценивать?
    Пока мы с ужасом ждем, когда заставят заполнять «Сетевой Город»

Добавить комментарий для baikalchanga Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.