Как эффективно использовать цифровые образовательные инструменты

IMG_20190202_171059

Вчера в Краснодаре стартовал очный этап конкурса «Учитель года Кубани». Это уже 28-й по счёту  профессиональный конкурс учителей Краснодарского края.  И шестой раз подряд ваш покорный слуга является членом основного жюри конкурса. Безусловно, конкурс — это испытание не только для учителей-участников, но и для тех, кто сидит напротив и старается среди лучших выделить самого талантливого, неординарного учителя, который представит регион на Всероссийском конкурсе. Порой мы учимся у конкурсантов, восхищаемся их находками и неожиданными решениями педагогических ситуаций. Одним из заочных этапов был Конкурс цифровых образовательных ресурсов. Читатели часто обращаются с просьбой показать примеры использования тех или иных сервисов, конструкторов. И в этой статье хочу показать несколько, на мой взгляд, удачных работ участников конкурса.

Авторские проекты создавались учителями во время установочного семинара. На создание ЦОРа им выделялось 3 часа. Конкурсанты до последних минут не знали темы. И это, конечно, выравнивало шансы участников, предоставляло возможность более объективно оценить их работу. Темой конкурса из «Календаря образовательных событий» стало 800-летие со дня рождения Александра Невского.

Итак, давайте посмотрим несколько работ

И не просто посмотрим, а разберём, насколько эффективно используется выбранный инструмент.

Интерактивный плакат

Более 10-ти участников конкурса выбрали сервис Thinglink для создания интерактивного плаката на заданную тему. К сожалению, многие из них не уловили главную идею такой цифровой дидактической единицы. В интерактивном плакате решающую роль играет подложка. Она должна нести в себе определённую информацию. Размещённые на ней интерактивные кнопки должны соответствовать месту и времени. Большей частью подложкой служило просто изображение Александра Невского и на нём размещались кнопки с демонстрацией дополнительной информации в виде слайдов, изображений и видеороликов.

Среди этих не очень удачных примеров использования интерактивного плаката в лучшую сторону выделялась работа учителя информатики из г. Новороссийска Д.И. Мойса. Диана Ивановна выбрала в качестве подложки карту. И кнопки размещались на местах событий. Если же необходимо было дать информацию, выходящую за пределы карты, на ней были размещены соответствующие заголовки. В итоге мы видим с вами полноценный продукт, соответствующий идее интерактивного плаката.

moisa

(посмотреть работу в отдельном окне)

Справедливости ради, необходимо заметить, что в работе имеются некоторые неточности, что, вероятно, объясняется дефицитом времени.

Дидактическая игра

Дидактор не раз писал о ряде сервисов, с помощью которых можно создавать добротные и увлекательные цифровые дидактические игры. На конкурсе было представлено несколько вариантов таких игр, выполненных на различных платформах. Но, пожалуй, самой удачной была работа учителя начальных классов Кондрашовой И.А.  Ирина Анатольевна выбрала  Wordwall, замечательную коллекцию интерактивных шаблонов.

Интерактивный powerpoint

Наглядным примером того, что вовсе не обязательно гоняться за новомодными облачными приложениями, а использовать для создания своего проекта старый и добрый PowerPoint, стала работа учителя биологии и химии Андреевой Е.А. из Тбилисского района. Елена Андреевна подготовила интерактивный плакат. Каждая кнопка выводит вас на тот или иной учебный эпизод, содержащий ряд интерактивных элементов. И в то же время выдерживается главный принцип создания интерактивного плаката: принцип единого экрана.

Создавая свой проект, учитель не зависел от качества интернет-соединения, хотя пользовался и онлайн-ресурсами. Это дало экономию времени, а также помогло в создании качественного цифрового ресурса.

Онлайн конструкторы тестов

Конечно же, ряд работ конкурсантов был представлен в виде интерактивных тестов, которые были представлены Google формами, Online Test Pad и др. Наиболее удачным был тест, созданный учителем русского языка и литературы Фоминой П.А. из Краснодара. Полина Алексеевна давно пользуется расширенной платной версией онлайн конструктора Kahoot. Автор использовала возможности этого онлайн конструктора на все 100%, превратив свой проект не в банальный перечень тестов, а  в своеобразный интерактивный рабочий лист.

Онлайн доска Padlet

Ряд участников использовали для создания проектов популярный сервис Padlet. С одной стороны наличие шаблонов облегчает работу, но с другой важно не забывать о методической составляющей, а также о цельности продукта. В итоге большинство выполненных проектов представляли собой обычную коллекцию несвязанных между собой внешних цифровых ресурсов. Учитель английского языка из Тихорецка Светлана Владимировна Карпачевская придумала любопытный приём, связав все интерактивные элементы анимированными стрелками. В итоге получился единый ЦОР, куда гармонично вписались и видео, и кроссворд, и СВОЯ ИГРА, выполненная в PowerPoint.

Сделано на Padlet

(посмотреть в отдельном окне)

Конструкторы сайтов

Создание авторских образовательных платформ на основе конструкторов сайтов до сих пор является большой проблемой. Многие учителя до сих пор недостаточно умело пользуются возможностями конструкторов сайтов, обладающими большими возможностями. С их помощью можно подготовить не только авторские сайты, но и отдельные ЦОРы. Это наглядно продемонстрировала учитель физики из Щербиновского района Ольга Павловна Бондаренко. На основе конструктора сайтов Google она подготовила многоуровневый проект на заданную тему, куда вошли и учебный фильм, и интерактивная презентация, выполненная в Genial.ly, и тест в Google формах.

bondar

(Посмотреть проект на отдельной странице)

Некоторые из авторов представленных работ не прошли в следующий очный этап, где остались только 15 лучших участников. Они не набрали необходимых баллов в других конкурсах. Им есть над чем работать. А прошедшим в следующий этап пожелаем удачи!

Надеюсь, представленные работы будут для вас не только полезными. Возможно, вы можете высказать свои замечания и пожелания. Дидактор, как всегда, готов их опубликовать.

Один комментарий к “Как эффективно использовать цифровые образовательные инструменты

  1. Марина П. говорит:

    Спасибо! Материал интересный и полезный! Внимательно прочитала Ваши комментарии к работам! Интересные заметки. Взяла на вооружение- плакат — принцип единого экрана! Не думала об этом! СПАСИБО!!!

Добавить комментарий для Марина П. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.