В последнее время всё чаще на всех уровнях муссируется вопрос «цифровизации» всех сфер жизни общества и школы в частности. Учительство этим не удивить. Мы и так уже несколько десятилетий находимся в перманентном и весьма хаотичном состоянии «цифровизации».
Информационные технологии, безусловно, кардинально изменили образовательный процесс в школе. Их повсеместное распространение в образовательных учреждениях говорит о растущем значении цифровых средств обучения. Однако чаще всего мы понимаем их значимость на уровне интуиции, а не опираясь на серьёзную методологическую и дидактическую базу.
В то время, как многие учителя уже не мыслят своей ежедневной работы без цифровых технологий (подготовка раздаточных материалов, планирование, проведение мультимедийных уроков, общение со студентами и родителями в так называемых «мессенжерах», тестирование учеников и т.д.), результативность этих технологий в учебных целях остаётся пока не очень заметной.
Под эффективностью, прежде всего, подразумевается использование цифровых технологий для повышения ключевых когнитивных компетенций, таких как
- аналитическое мышление,
- критическое мышления
- проектное мышление,
- проблемное мышление.
Такие компетенции более высокого порядка, чем обычная репродукция знаний, понимание. И далеко не всегда авральный цифровой подход к познавательной деятельности учащихся может помочь развивать именно такие компетенции.
Очень важно, чтобы мы понимали:
использование цифровых технологий является не самоцелью, а лишь средством, своеобразной дорожной картой для достижения учебных целей.
Школьная педагогика, где цифровые технологии массово используются для создания оптимальных условий обучения, требует тщательного планирования локальных и стратегических целей.
Это также требует от учителей понимания педагогических последствий и профессиональных компетенций, связанных с цифровыми технологиями, которые они планируют использовать.
Чтобы принимать обоснованные решения по применению цифровых технологий в вашей педагогической практике, следует учитывать три важных составляющих компонента.
Содержание (контент)
Это ваша предметная дисциплина, комплекс знаний, связанных с ней. Эти знания мы транслируем ученикам. Безусловно, они могут выходить за рамки нашего предмета (метапредметные знания). Нет сомнения, что мы должны постоянно обновлять контент в конкретной предметной области, учитывая стремительное обновление научных знаний.
педагогические знания
Это наши профессиональные навыки и знания, которые касаются процессов, методов и методологий, связанных с обучением. Эти методы включают в себя стратегии обучения, используемые в классе, планирование урока, управление в классе, стратегии оценки, методы проверки когнитивных компетенций и многое другое.
Технологические Знания
Это самый динамичный вид знаний, находящийся в постоянном состоянии развития, иногда революционных изменений. Это приводит к серьёзным трудностям их определения, их значимости для процесса обучения.
Конечно же, нам не следует приравнивать технологические знания лишь к определенному набору инструментов или их описанию в методической литературе.
Но мы можем сформировать общую концепцию технологических знаний для обозначения продуктивного использования цифровых технологий для обработки учебной информации, организации коммуникации (педагогического общения) и решения текущих педагогических проблем.
Проблемы интеграции информационных технологий в образование отнюдь не новы.
К примеру, большой интерес у педагогов вызвала технология SAMR, описывающая уровни (этапы) использования информационных технологий.
1 этап. Substitution — Подмена.
2 этап. Augmentation — Накопление.
3 этап. Modification – модификация.
4 этап. Redefinition – Преобразование
Технология TPACK рассматривает вопросы интеграции, взаимного проникновения педагогических и информационных технологий.
- Technological
- Pedagogical
- And
- Content
- Knowledge
Стремительное развитие цифровых средств обучения привело к тому, что мы говорим уже не об адаптации или интеграции информационных технологий, а о специальных информационно-образовательных технологиях, «заточенных» на выполнение локальных и стратегических образовательных задач.
В отличие от предыдущих педагогических систем информационно-образовательные технологии отличаются большой гибкостью. Они могут и должны реагировать
- на содержательных контекст различных компонентов знания,
- на уникальность каждого учителя,
- на специфику школы, класса,
- на индивидуальность каждого ученика,
- на конкретную педагогическую ситуацию.
Каждая педагогическая ситуация уникальна. И от каждого учителя она потребует своего представления содержания, методов и средств обучения.
Пардон, но подход к решению педагогических проблем напоминает разворот системы тракторов с ГЛОНАСС для посадки десятка редисок у меня на даче