Как добиться эффективности обучения в цифровой школе?

30816.970

В последнее время всё чаще на всех уровнях муссируется вопрос «цифровизации» всех сфер жизни общества и школы в частности.  Учительство этим не удивить. Мы и так уже несколько десятилетий находимся в перманентном и весьма хаотичном  состоянии «цифровизации».

Информационные технологии, безусловно, кардинально изменили образовательный процесс в школе. Их повсеместное распространение в образовательных учреждениях говорит о растущем значении цифровых средств обучения. Однако чаще всего мы понимаем их значимость на уровне интуиции, а не опираясь на серьёзную методологическую и дидактическую базу.

В то время, как многие учителя уже не мыслят своей ежедневной работы без цифровых технологий (подготовка раздаточных материалов, планирование, проведение мультимедийных уроков, общение со студентами и родителями в так называемых «мессенжерах», тестирование учеников и т.д.), результативность этих технологий в учебных целях остаётся пока не очень заметной.

Под эффективностью, прежде всего,  подразумевается использование цифровых технологий для повышения ключевых когнитивных компетенций, таких как

  • аналитическое мышление,
  • критическое мышления
  • проектное мышление,
  • проблемное мышление.

Такие компетенции более высокого порядка, чем обычная репродукция знаний, понимание. И далеко не всегда авральный цифровой подход к познавательной деятельности учащихся может помочь развивать именно такие компетенции.

Очень важно, чтобы мы понимали:

использование цифровых технологий является не самоцелью, а лишь средством, своеобразной дорожной картой для достижения учебных целей.

Школьная педагогика, где цифровые технологии массово используются для создания оптимальных условий обучения, требует тщательного планирования локальных и стратегических целей.

Это также требует от учителей понимания педагогических последствий и профессиональных компетенций, связанных с цифровыми технологиями, которые они планируют использовать.

Чтобы принимать обоснованные решения по применению цифровых технологий в вашей педагогической практике, следует учитывать три важных составляющих компонента.

 

Содержание (контент)

Это ваша предметная дисциплина, комплекс знаний, связанных с ней. Эти знания мы транслируем ученикам. Безусловно, они могут выходить за рамки нашего предмета (метапредметные знания). Нет сомнения, что мы должны постоянно обновлять  контент в конкретной предметной области, учитывая стремительное обновление научных знаний.

педагогические знания

Это наши профессиональные навыки и знания, которые касаются процессов, методов и методологий, связанных с обучением. Эти методы включают в себя стратегии обучения, используемые в классе, планирование урока, управление в классе, стратегии оценки, методы проверки когнитивных компетенций и многое другое.

 

Технологические Знания

Это самый динамичный вид знаний, находящийся в постоянном состоянии развития, иногда революционных изменений. Это приводит к серьёзным трудностям их определения, их значимости для процесса обучения.

Конечно же, нам не следует приравнивать технологические знания лишь к определенному набору инструментов или их описанию в методической литературе.

Но мы можем сформировать общую концепцию технологических знаний для обозначения продуктивного использования цифровых технологий для обработки учебной информации, организации коммуникации (педагогического общения) и решения текущих педагогических  проблем.

Проблемы интеграции информационных технологий в образование отнюдь не новы.

К примеру, большой интерес у педагогов вызвала технология SAMR, описывающая уровни (этапы) использования информационных технологий.

1 этап. Substitution  — Подмена. 

2 этап. Augmentation  — Накопление.

3 этап. Modification – модификация.

4 этап. Redefinition – Преобразование

 

Модель SAMR1

источник

 

Технология TPACK рассматривает вопросы интеграции, взаимного проникновения педагогических и информационных технологий.

  • Technological 
  • Pedagogical
  • And
  • Content
  • Knowledge

TPACK-new-768x768

источник

Стремительное развитие  цифровых средств обучения привело к тому, что мы говорим уже не об адаптации или интеграции информационных технологий, а о специальных информационно-образовательных технологиях, «заточенных» на выполнение локальных и стратегических образовательных задач.

В отличие от предыдущих педагогических систем информационно-образовательные технологии отличаются большой гибкостью. Они могут и должны реагировать

  • на содержательных контекст различных компонентов знания,
  • на уникальность каждого учителя,
  • на специфику школы, класса,
  • на индивидуальность каждого ученика,
  • на конкретную педагогическую ситуацию.

Каждая педагогическая ситуация уникальна. И от каждого учителя она потребует своего представления содержания, методов и средств обучения.

Один комментарий к “Как добиться эффективности обучения в цифровой школе?

  1. Янина говорит:

    Пардон, но подход к решению педагогических проблем напоминает разворот системы тракторов с ГЛОНАСС для посадки десятка редисок у меня на даче

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.