Проект Закона об образовании планируется рассмотреть во втором чтении 11 декабря. Конечно, огорчило то, что обсуждение в первом чтении фактически было сведено к проблеме носить ли ученицам хиджабы в школе или нет.
По крайней мере ведущие СМИ больше смаковали школьный скандал в Ставрополье, а не освещали подробно дебаты по проекту Закона. Между тем, оппозиция высказала много обоснованных замечаний по проекту.
Есть опасения, что в предновогодней суматохе Закон будет принят наспех, без детального обсуждения и под нажимом абсолютного большинства единороссов.
Инфографика Дениса Золотарёва (РИА Новости)
Министр образования и науки Д. Ливанов в своем выступлении в Государственной Думе остановился на главных новациях, которые привносит новый Закон.
- Расширение государственных гарантий бесплатности образования.
- Повышение доступности образования для граждан.
- Четко зафиксированные меры социальной поддержки учащихся.
- Закрепление нового отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
- Новый законопроект нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, конкурентоспособен, уверен в своем успешном будущем — в своем трудоустройстве. «Образование ради корочки не имеет смысла», — заметил Дмитрий Ливанов.
- Новый законопроект рассматривает учителя не только как профессионала, но и как человека, играющего «ключевую роль в нашем обществе». И поэтому отражает обязанность государства обеспечить ему достойную зарплату и социальную поддержку.
- Расширении роли и прав родителей в образовательном процессе. «Они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательных организаций» (Д. Ливанов).
- Учёт интересов работодателей, что должно отразиться в новой структуре подготовки кадров.
- Введение процедуры независимой оценки качества образования.
- Закрепление норм об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, регулирующих апробацию использования новых образовательных технологий, новых педагогических методик и образовательных моделей.
Безусловно, новый Закон должен сопровождаться рядом подзаконных актов.
И тут существует ряд подводных камней, которые необходимо предусмотреть непосредственно в самом Законе.
- К примеру, меня весьма смущает пункт об инновационной и экспериментальной деятельности. Печальный опыт показывает, что выделяемые на это миллионы используются на создаваемые кулуарно в коридорах власти «прожекты».
- До сих пор дистанционное обучение не сопровождается нормативными актами.
- Не совсем ясно, какие механизмы будут препятствовать произволу коррупционеров и бюрократов в образовании. Любой, даже идеальный Закон в таких условиях не поможет.
- Повышение квалификации один раз в пять лет в современных условиях выглядит по крайней мере наивно.
И многое другое.