В марте нынешнего года была опубликована итоговая версия амбициозного доклада «Стратегия-2020». Одна из них глав, посвященная образованию, получила название «Новая школа». Эксперты «Стратегии-2020», в целях популяризации своего документа, раздают многочисленные интервью. Один из экспертов-авторов этой главы генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов подчеркнул, что гигантская работа над стандартами, начавшаяся еще в 1990-е годы, не увенчалась успехом.
Попалось от Воронцова всем: и педагогам, и директорам, которые «оказались неготовы» к реализации стандартов; и региональным органам управления образованием, которые свели стандарты к их «имитации»…
О несовершенстве ФГОСов педагогическая общественность упоминала не раз во время их обсуждения. Поспешность принятия стандартов теперь очевидна.
Сам А. Воронцов признает, что «формализм и имитация» работы на местах вызвана тем, что «сам стандарт этому в немалой степени способствует. Он носит рамочный характер — содержания образования в нем нет. А требования к результатам описаны так, что трактовать их можно произвольно».
Что ж.
В очередной раз на ветер выброшены миллионы.
А главные участники сферы образования вновь остались в дураках.
Тем временем в тиши кабинетов рождается новый проект, оторванный от действительности. Новые реформаторы буду обвинять во всех грехах своих предшественников. Будут убеждать в эффективности своих предложений.
И вновь готовятся на его реализацию миллионы. Снова начнут работу пилотные регионы и школы.
И снова мы будем сетовать на непродуктивность очередных инноваций.
Да, у нас уже вводится стандарт средней школы, наша школа пилотная… И это учитывая то, что до сих пор никто не представляет, как реализовывать все задумки стандарта НОО в условиях 2-сменной школы и недостатка кадров и оснащения. Даже по форме у каждого руководителя свой взгляд «как должно быть»: начиная с оформления рабочих программ и заканчивая количеством часов на внеурочку. А уж по содержанию и говорить нечего. На бумажке красиво, а по факту мало что изменилось.
и не изменится никогда. Потому что образование — оно или есть, или его нет… В какие бы формы оно ни обрамлялось, результата не будет… К чему придумывать велосипед? Все возвращается на круги своя… Систему образования вместе с перестройкой ввергли в пучину коммерциализации… а там где торг, распил денежных средств не может быть ничего нового и прогрессивного…. Бумага — лучший друг формалистов и бездельников… Красиво написал — отчитался о «работе».»Вертикаль» власти, горячо любимая нашим руководством работает отлично: главное красиво и вовремя отчитаться о позитивных результатах, а что на самом деле творится с образованием и молодыми людьми, давно никого не заботит.
Меняться надо, хотя самые дорогие эксперименты в образовании, самая инертная система — образовательная.
)Федеральные стандарты подвергаются жесткой критике…(
Не следует преувеличивать роль стандартов. Стандарты это узкопрофессиональные инструкции или руководства к действию.
Какой бы стандарт на сыр, мясо, колбасу и водку вы не вводили бы всегда найдутся аморальные исполнители от простого работника до хозяина предприятия, которым глубоко наплевать на качество выпускаемой продукции.
Школа и институты не составляют исключение.
Мне по долгу службы приходилось наблюдать картину в ПТУ (в одном из промышленных центров Украины): учитель в преподавательской (ученики не явились на урок и никто не знает где они). На бумаге занятие оформляется как проведенной. А как иначе? В огласке этого ЧП администрация не заинтересована (а учитель и подавно).
Случай в промышленном центре России (то ли на то ли за Уралом). В интернете выложен ролик, где студенты культ-просвет училища избивают учительницу географии указкой и снимают на мобилку. Как только ученики выложили ролик в сеть, прокуратура города по факту возбудило дело по факту хулиганства. Директор училища и пед. коллектив моментально встали стенной на защиту студентов-отморозков.
А вы стандарты- стандарты.
Учить и перевоспитывать нужно управленцев, элиту и блюстителей порядка. Над каждым из них должен висеть домоклов меч не столько за сложившуюся ситуацию, СКОЛЬКО ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИЮ И НАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ЗА ПОПЫТКУ СКРЫТЬ ФАКТЫ, ДОСТОЙНЫЕ ОБЩЕГО ОСУЖДЕНИЯ.
Вот тогда, смотришь школьная телега и стронется с места, и пойдет со скрипом ужасным в нужном для всех нас направлении.
Пока аморальные типы ходят в управленцах, что бы мы не делали, не пойдут дела, каждому из нас и нашим странам век воли не видать.