скалы. Все, что отвалится, – лишнее. То же самое происходит, когда мы представляем
ситуацию в виде рисунка или схемы. Мы избавляемся от ненужного.
Дэн Роэм
Визуальное мышление. В Дидакторе несколько раз вскользь затрагивалась эта серьезная тема.
Эпоха информационного общества заставляет нас находить новые формы и методы обучения. В условиях перенасыщенности информационного пространства, в том числе учебной информацией, мы вынуждены все чаще в качестве главных её источников находить не учебную книгу, а некие визуальные образы.
Мы часто жалуемся: дети не хотят читать, они мало читают.
Давайте честно признаемся себе. Мы, взрослые, в том числе и представители гуманитарных профессий, тоже стали меньше читать. Особенно специальную литературу, зачастую перенасыщенную «водичкой».
Мы предпочитаем вместо учебной книги видеть некую схему, таблицу, опорный конспект, инфографику, видеоролик, анимацию. Наш мозг жалеет нас. Благодаря визуальным образам, мы избавляемся от сопутствующей шелухи, так называемого информационного шума, настраиваемся на восприятие самого главного.
И не только на восприятие. Наш мозг заставляет нас активно думать, анализировать.
Вопросами визуализации мышления занимаются не только учёные-педагоги, но и экономисты, психологи, маркетологи.
Дэн Роэм — автор книги «Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи с помощью визуальных образов», признанной журналом «Fast Company» лучшей деловой книгой года, а журналом «Business Week» — книгой года в области инноваций и дизайна.
Его услугами пользовались такие известные компании, как Microsoft, Google, Wal-Mart, Boeing, Lucasfilm, а также ВМФ США.
Созданная Дэном презентация об анализе здравоохранения в США была назван журналом «Business Week» лучшей презентацией 2009 года.
По словам Д. Роэма,
Самое главное в визуальном мышлении – развить не навыки рисования, а способность смотреть и видеть
К чему должен стремиться учитель, визуализируя учебный процесс?
- Учить ребят воспринимать визуальные образы, представленные схемами, диаграммами, опорными конспектами и т.п.
- Тщательно подбирать такие наглядные материалы, так как воспринимаются лишь те образы, которые имеют для ученика смысл и значение.
- Знать и понимать этапы визуализации мышления.
Рассмотрим этапы визуализации мышления на анимированной таблице, которая составлена по книге Д. Роэма.
Советую почитать книгу Д. Роэма, которая уже представлена в переводе.
Уверен, его рекомендации, как составлять диаграммы, блок-схемы, временные шкалы могут быть весьма полезны учителям.
Добрый день.
Спасибо за интересные материалы, всегда с удовольствием читаю блог.
Ссылка на книгу не работает.
Добрый день, Светлана! Проверил. Ссылка на закачку книги работает. Она в формате .pdf
Рақмет! Мақала маған ұнады. Сәттілік тілеймін!!!
Большое спасибо, Алия! С Вашего позволения даю перевод: СПАСИБО! МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ !!!
К сожалению, ссылка ведет к установке вирусного ПО. Я не нашел работающей ссылки в интернете. На Озоне ее цена порядка 500 рублей, для меня дороговато…