Эта безумная вещь под названием «Домашнее задание»

Когда мы задумываемся о спорных темах в образовании, как правило, на первый план выходит широкий спектр вопросов. Тем не менее, одним из самых распространённых является бесконечное обсуждение лучших практик по выполнению домашних заданий. Педагоги и непрофессионалы одинаково уверенно чувствуют себя в многочисленных спорах  о ценности и обоснованности домашнего задания. И независимо от того, на каких дискуссионных площадках происходит обсуждение, мнения оппонентов чаще всего сильно поляризованы. 

Каждый из взрослых, кто был учеником, чувствует себя «специалистом» по домашним заданиям, потому что он прошёл эти «круги ада». У многих, особенно современных родителей, своё очень эмоциональное отношение к домашним заданиям,  потому что их выполнение с ребёнком часто похоже на каторжную повинность.

И вместо любимого футбола или сериала, отец или мать в полусонном состоянии садятся рядом со своим чадом, и тут же вздрагивают от неожиданных и малопонятных упражнений и учебных задач.

Что касается учителей, наличие или отсутствие домашних заданий  в их практике, зависит от многих факторов, включая политику школы или образовательной системы. Между тем, актуальность домашнего задания для обучения остаётся для них важным вопросом. Порой вызывает вполне понятное опасение, что назначенное домашнее задание может причинить больше вреда, чем пользы.

Такой многогранный вопрос, безусловно, является крайне сложным, и наши представления о его полезности постоянно меняются. Многие педагоги не мыслят образовательный процесс без домашней работы учащихся. И в начале учебного года, особенно в начальной школе, даже собирают родителей, инструктируя их, как правильно выполнять домашние задания.

Учителя старших классов, являясь приверженцами технологий смешанного или перевёрнутого обучения, других современных подходов, считают домашню работу своих подопечных одной из важнейших составляющих данной образовательной системы.

Без сомнения, все домашние задания должны иметь целью привести учеников к достижению стратегических целей обучения. Если домашнее задание не является определённым шагом к овладению учебными целями и задачами, не способствуют росту и личностным достижениям ученика, то такая практика бесполезна и даже вредна.

Если это так, то домашнее задание оправдано в разумных пределах. Оно может иметь  место, если домашняя работа усиливает тему, изученную в классе. Ученик продолжает диалог с учителем, начатый в классе. «Переваривает» и осмысливает то, что произошло на уроке.

И очень важно учителю направить рефлексию ученика в правильное русло. Отсюда банальное домашнее задание вроде «прочесть параграф такой-то» бессмысленно и в стратегическом плане даже преступно.

В последнее время распространена практика рабочих тетрадей и рабочих листов. Часто у родителей возникают вопросы о том, почему их ребёнок дома повторяет то, что он делал на уроках. Чтобы избежать этого, учителю жизненно важно четко сообщить цель домашнего задания, а не просто отправить работу на дом, облечённую в подробную инструкцию (рабочий лист).

  • Хочет ли учитель проверить понимание ученика определенным образом, который требует заполнения этого рабочего листа дома? 
  • Является ли рабочий лист частью более крупной цели, которая будет продолжена в классе на следующий день? 

Поскольку родители и ученики обычно не спрашивают, почему нужны эти рабочие листы, они предполагают, что домашнее задание — это просто способ заполнить время. Они не предполагают, что у данного домашнего задания есть большая учебная цель. Поэтому очень важно на уроке и в самих рабочих листах выделить важный момент, что хочет увидеть учитель.

Перефразируя известный афоризм, каждый ученик должен знать свой манёвр.

Таким образом, идеальной педагогической практикой, которая устраняет много споров о домашних заданиях, заключается в том, чтобы стремиться к максимальному первому обучению и ни в коем случае не полагаться на то, что происходит за пределами класса.

Во-первых, сохранение приоритетного обучения в классе предотвращает злоупотребление домашним заданием, которое происходит, когда время урока заканчивается, а учебный материал до конца не усвоен. Такие учителя боятся, что если не будет больших регулярных домашних заданий, то ученики «не усвоят учебную программу».

Подобное мышление рассматривает обучение с точки зрения охвата содержания. И выполнение домашнего задания рассматривается как одна из задач общей образовательной цели.

Между тем, содержания учебного курса, как правило, целостно. И к окончанию урока мы  выясняем, что учащиеся должны знать и понимать. Это педагогически более обоснованный подход. Он устраняет лихорадочный темп и давление, которые учителя  ощущают, думая о результатах обучения в контексте «дамоклова меча» в виде ЕГЭ. Иначе планомерный учебный процесс превращается в хронический режим натаскивания, ничего не имеющий общего со стратегическими образовательными целями.

Если домашнее задание является важным инструментом, который учителя хотели бы реализовать в рамках технологии перевёрнутого класса или смешанного обучения, то отправляя ученикам привлекательные тексты, короткие видео, интерактивные рабочие листы, необходимо убедиться, что данная практика будет справедливой. Возможно, не все ученики имеют доступ к технологиям дома, поэтому выбор и гибкость играют огромную роль в данных технологиях.

В идеале, продолжающиеся споры о домашних заданиях должны быть сосредоточены на том, что лучше для учащихся. Когда оппоненты принимают абсолютную точку зрения, отвергая другие мнения, они сильно упрощают процесс обучения.

Нет никакой общей практики домашних заданий, которая может быть воспроизведена во всех учебных предметах и школах. Это просто невозможно. Если мы видим домашнее задание, которое не имеет чёткого обоснования, это явный показатель плохой педагогической практики.

Между тем, упущенные возможности в домашней работе могут помешать интеллектуальному росту ученика. Вместо того, чтобы бесконечно спорить о том, должна ли домашняя работа существовать, необходимо сосредоточиться на качестве образовательной практики, которая обеспечивает строгость, ясность и высокие ожидания от учащихся в то учебное время, которое мы проводим непосредственно с ними.

Тогда мы перестанем так сильно беспокоиться о том, что происходит дома.

В статье частично использованы материалы американского педагога и учёного Мириам Плотински.

Читайте также в Дидакторе:

Памятка ученику: как в срок выполнить домашнее задание.

Комментарии к “Эта безумная вещь под названием «Домашнее задание»

  1. Аноним говорит:

    Домашнее задание просто методично ухудшает отношение к школе в худшую сторону и не благотворно действует на здоровье детей лишает в жизни радости а значит мешает очень сильно здоровому образу жизни и не улучшает успеваемость

  2. Ольга говорит:

    Домашние задания не для учеников, а для родителей. Зачем задавать по технологии на дом сделать модель КАМАЗа в 4 классе?

  3. Валентина говорит:

    Или хотя бы поменьше задавали на дом заданий ! А то как позадают по всем предметам , потом до ночи сидит делает; никакого отдыха .Отсюда и отношение к школе меняется, как на каторгу ходят!

  4. Аноним говорит:

    Домашние задания — это издевательство над детьми. Все знания они должны получать в школе, а после уроков у детей должно быть свободное время для отдыха ,для кружков , для занятия спортом. Начиная со школы нас учат быть рабами и мы и наши дети никогда не будем свободными пока есть такие люди которые составляют такие программы для наших детей. И ещё зачем урок музыки в школе? Кто может сказать, что на этом уроке они получили что то полезное кроме переписывпния песен. И сколько таких не нужных предметов в школе.Давно пора всё пересмотреть и менять школьное оброзование

Добавить комментарий для Вячеслав Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.