Есть ли в России ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ?

ioИнструменталистский подход в социальной сфере бытует уже давно. И слова «технологии», «индустрия» все чаще встречаются в областях, весьма далеких от материального производства. «Индустрия шоу-бизнеса» (вспомним, к примеру, проект «Фабрика звезд» на федеральном телеканале ОРТ), «индустрия большого спорта», «киноиндустрия» и т.д. И, действительно, поиск талантов,  «выращивание» и «раскрутка» звёзд эстрады, большого спорта, кино — это весьма затратное дело. Но в дальнейшем гигантские финансовые вложения в эти  сферы человеческой деятельности приносят вполне сопоставимые доходы.

Между тем, все чаще на страницах различных электронных и печатных изданий мы находим непривычное пока словосочетание «образовательная индустрия». Однако данный термин понимается в повседневной педагогической практике   довольно однобоко, как некая материальная составляющая образования: школьная мебель, спортивный инвентарь, компьютеры и другие современные технические средства обучения.

Небывалое по своим масштабам финансирование системы образования, прежде всего, в его информатизацию, остро ставит вопрос об отдаче таких вложений. С глубокой убежденностью мы можем утверждать, что эта отдача может быть весьма неадекватной при таком понимании образовательной политики.

Образовательная индустрия в современных условиях немыслима без системного, всестороннего учета всех составляющих, и прежде всего в разработке и внедрении целого комплекса информационно-педагогических технологий, производстве качественно нового поколения образовательных ресурсов, обучающих программ, информационных учебно-методических комплексов (ИУМК).

Как ни печально, это лучше понимают не представители педагогической общественности, а так называемые «технари», то есть представители крупных компаний, выпускающих интерактивное оборудование, другие технические средства. Все чаще они обращаются к педагогам в организации методического сопровождения их новинок. Крупные медиа-издательства (к примерe,  НОВЫЙ ДИСК) организуют курсы обучения своим программно-методическим комплексам.

Руководители образовательных учреждений в абсолютном своём большинстве неспособны создать единое информационно-образовательное пространство школы. Внедряемые электронные технические средства поступают разрозненно. Большая часть образовательных учреждений  ограничивается бесплатными поставками обучающих программ, даже не планируя закупок на образовательные ресурсы.

Не раз ко мне обращаются руководители школ, особенно в конце года: «Посоветуйте, что приобрести? Деньги остались.»

intaravtoНо далеко не каждый директор понимает меня, когда я убеждаю приобрести не новые компьютеры, интерактивные доски и пр., а, например,  комплект интерактивных плакатов или электронных обучающих тренажёров, конструкторов, лицензионных программ и пр.

bibliotekaМногие школьные библиотеки работают по-старинке. Хотя, согласно федеральному проекту, все школьные библиотекари оснащены компьютером для каталогизации своих не таких уж и больших фондов. Далеко не каждая школа идет дальше.

В современной школьной библиотеке нам видятся 10-20 компьютеров для учеников и учителей, которые могли бы воспользоваться сконцентрированными образовательными ресурсами.

Имея представление об информационно-учебном комплексе, необходимо оценить эффективность работы всех его компонентов, выработать и использовать методические рекомендации по их использованию.

В этом комплексе должны присутствовать четыре основных компонента:

  • информационно-энциклопедический (справочные издания, словари, энциклопедии;
  • электронные учебные пособия;
  • система лабораторного практикума, компьютерные тренажеры, алгоритм специально подобранных задач от простого к сложному;
  • система автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ, системы автоматизации практических работ, научных исследований.

Таким образом, говоря об образовательной индустрии, необходимо основной акцент сделать на производство ресурсов по всем обозначенным компонентам.

Любая образовательная технология, в том числе и информационно-педагогическая лишь тогда жизнеспособна, если она предусматривает полный «пакет» программного, дидактического обеспечения, системы обратной связи и т.д.

Один комментарий к “Есть ли в России ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ?

  1. Саша говорит:

    В данный момент фирма 1С предлагает к апробации программынй продукт «Информатика-10». приглашаются все желающие педагоги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.