Как использовать письменный ответ или эссе как проверку знаний и умений учащихся

zanos

Читатели Дидактора в последнее время привыкли к тому, что мои публикации стали ежедневными.

Увы, погода внесла свои коррективы и ваш покорный слуга, как и сотни людей оказался в снежном плену на трассе под Армавиром.

Но даже такие экстремальные обстоятельства полезны, когда вместо паники задумываешься о своих планах, в том числе и о том, что написать в Дидакторе.

Моя следующая статья посвящена необычной и трудоёмкой форме проверки знаний учащихся.

Однако проблема использования такого весьма полезного жанра заключается не только в трудоёмкости его проверки, но и в ряде других причина, о которых мы сейчас поговорим.

 

Есть два типа проверочных эссе: с ограниченным и расширенным ответом.

Безусловно, от этого зависит время и качество проверки данного типа задания.

 

Эссе с ограниченным ответом

Разумеется, будет не очень корректно, если мы будем ограничивать учеников количеством страниц или даже строк. Ведь эссе обычно не предполагает таких жёстких рамок. Ученик должен свободно высказаться на заданную тему.

Ограничить ответ мы можем ограниченным вопросом. То есть сам «полёт мысли» ученика в эссе ограничен объективными обстоятельствами, вызванными  формулировкой вопроса.

Например, «Основные различия в творчестве С. Есенина и А. Блока». Подобным заданием мы укажем ученику: он должен писать лишь о том, что отражено в вопросе.

Расширенный ответ

Такой ответ позволяет ученикам выбрать то, что они хотят включить, чтобы ответить на вопрос. Например, «Оправданы ли репрессии эпохи опричнины? Объясните свой ответ».

Ученик получает общую тему, но он свободен использовать своё собственное суждение и использовать исторические факты, чтобы аргументированно обосновать свое мнение.

 

Навыки ученика, необходимые для выполнения проверочного эссе

Прежде чем ожидать от учеников хорошей работы над эссе, мы должны убедиться, что они имеют необходимые навыки.

 

1.Умение выбрать соответствующий материал из огромного объёма информации, чтобы лучше ответить на поставленный вопрос.

2. Способность представить этот материал эффективным образом.

3. Умение показать, как высказанные идеи связаны и взаимодействуют в определённом контексте.

4. Способность высказать своё мнение как одним предложением, так и большим абзацем.

 

ФОРМУлирование вопроса эссе или ответа в свободной форме

Думаю, приведенные ниже советы помогут вам правильно формулировать задания.

 

1.Начните с целей урока. Убедитесь, что знаете, что именно вы хотите получить от ученика в форме эссе.

2. Решите заранее,  требует ли ваша цель ограниченного или расширенного ответа. Если вы хотите, чтобы ученики показали свои умения обобщать и синтезировать и полученную учебную информацию, то можно организуйте тест с ограниченным ответом. Однако, если вы хотите, чтобы ученики высказывали собственное мнение или оценивали что-то, используя учебную информацию, то воспользуйтесь расширенным ответом.

3. Если вы включаете более одного эссе или письменного ответа в свободной форме, позаботьтесь о временных  рамках. Наказание ученика оценкой за то, что он не успел ответить должно рассматриваться в последнюю очередь.

4. Задайте вопрос для эссе в необычной, оригинальной манере, чтобы мотивировать ученика, оживить у него интерес к поставленной проблеме.

5. Укажите количество пунктов, за которые вы будете оценивать эссе. Проведите при необходимости небольшой инструктаж.

6. Если эссе является частью более крупного объективного теста, проследите, чтобы это было последним его заданием. Чтобы ученики не потеряли на него много времени, а затем не успели ответить на более простые и однозначные ответы.

 

Оценка эссе

Одним из недостатков тестов с письменными ответами в свободной форме или эссе является существующая проблема объективности. Даже когда учителя оценивают эссе с хорошо прописанными его пунктами, всё равно субъективный фактор при принятии решения присутствует. Поэтому важно хорошо продумать критерии оценивания эссе по каждому из указанных пунктов.

Что может обеспечить объективность оценки?

 

1.Определите, будете ли вы использовать единую оценку или аналитическую систему подсчета очков по каждому из прописанных вами пунктов, прежде чем прописать критерии. Если вы оцениваете ответ в целом, то у вас сложится оценка эссе ученика по сравнению с другими работами. С помощью аналитической системы вы перечисляете определенные элементы учебной информации, которая должна быть упомянута в эссе  и количество баллов за их включение.

2. Подготовьте критерии эссе заранее. Определите, что вы хотите получить и сколько баллов вы назначаете по каждому аспекту учебного задания .

3. Не смотрите на имена. Некоторые преподаватели, читая фамилии учеников, вольно или невольно ставят баллы за их эссе, чтобы помочь получить соответствующую оценку или из-за прошлых заслуг учеников. Попробуйте ввести в практику проверку заданий, не заглядывая на обложку или титул теста, где прописаны данные ученика.

4. Оценивайте тесты своевременно и все сразу. Не делайте больших перерывов между проверками работ. Это гарантирует использование вами одних и тех же подходов и стандартов для всех учеников.

5. Избегайте перерывов при оценке конкретного вопроса. У вас должно сохраниться общее представление об ответе ученика.

6. Если проверка эссе является составной частью олимпиад, других интеллектуальных конкурсов, то лучше получить оценку двух или более независимых экспертов-учителей.

7. Остерегайтесь негативных влияний, которые могут повлиять на оценку эссе. К ним относятся, к примеру, плохо читаемое рукописное письмо, стиль письма, объём, включение, на ваш взгляд, неуместного материала. Или даже орфографические ошибки. Постарайтесь на них не обращать внимание.

8. Просмотрите работы, в оценке которых вы сомневаетесь, второй раз перед окончательным решением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.