3 декабря по всей стране проводилось итоговое сочинение для учеников 11-х классов в рамках промежуточной аттестации.
Результаты сочинения («зачёт» или «незачёт») станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации.
Инициаторы новой формы проверки качества гуманитарного образования вполне обоснованно беспокоились о том, что современные выпускники школ не могут связно излагать свои мысли. Отсутствует их целостное мировоззрение. По мнению Натальи Солженицыной и её единомышленников,
Есть два предмета, которые формируют гражданина и личность — литература и история. Парадоксально, но факт: оба оказались выброшены из перечня обязательных ЕГЭ.
В наши дни все больше сторонников сделать обязательным не только сочинение, но и историю.
Члены Русского Географического общества высказались за обязательный экзамен по географии.
Не удивлюсь, если в ближайшем будущем появятся аналогичные веские аргументы представителей других научных областей за повышения статуса того или иного учебного предмета.
Безусловно одно. Возврат сочинения — лишь маленький шажок. Решить все проблемы он не сможет.
Необходимо учить не только сочинительству, но и устному изложению, защите собственного мнения, культуре дискуссии.
Учителю-практику известны десятки воспитанников, которые хорошо излагают свои мысли на бумаге, но не могут ответить устно у исторической или географической карты, не могут доказать теорему, сопроводить демонстрацию физического или химического опыта своими комментариями.
Количество бездумных, бездушных и бессловесных выпускников должно быть сведено до минимума. Современные показатели «компетенций», «УУД» и прочего словоблудия, навеянного единым государственным экзаменом, не отразят истинного положения дел, не помогут в корне изменить ситуацию в отечественном образовании.
Не пора ли вернуться к устным экзаменам, коллеги?