Несмотря на бурное развитие информационно-образовательных технологий и использование в учебном процессе приёмов цифровой дидактики, без сомнения, по-прежнему актуальными и востребованными являются приёмы педагогической техники. Они используются как на обычных уроках, так и в рамках удалённого обучения. В условиях переизбытка информации очень важно использовать дидактические приёмы критического мышления, чтобы лучше ориентироваться в изобилии противоречивых фактов, событий, теорий и явлений. Среди педагогов всё больше распространяется оригинальный приём, являющийся своеобразным продолжением приёма синквейн (пять строчек).
Приём педагогической техники диаманта часто называют двойным синквейном.
Как и в случае с синквейном, это тоже стихотворение. Но на этот раз оно состоит из семи строк, в каждой из которых определено количество слов и части речи. Конечный результат диаманты — установление сходства и различий между двумя противоположными по значению фактами, событиями, явлениями, историческими деятелями или литературными персонажами.
Какова схема диаманты?
Первая и седьмая строки — это заданные темы.
Вторая и шестая строки — определения, наиболее существенные признаки, связанные с этими темами.
Третья и пятая строки — действия, наиболее важные, ключевые процессы, происходящие с данными темами.
Четвёртая строка — ассоциации, сравнения двух тем, выраженные четырьмя существительными или двумя фразами.
Некоторые педагоги считают, что диаманту составлять сложнее, чем синквейн. На мой взгляд, наоборот — легче. Особенно если её составлять одновременно с начала и с конца. Ученик начинает описывать каждое из существительных — тем. Два понятия встречаются на четвёртой строке.
Примеры
Чаще диаманту применяют на уроках литературы и истории. Но каждый учитель-предметник сможет найти свои способы использования данного приёма.
Литература
Химия
Использование приёма диаманта возможно уже в начальной школе. Уже тогда формируется умение учеников сравнивать, выделять главное, существенное в каждом из понятий, явлений и т.д. Критически переосмысливать прочитанное.
В старших классах можно предложить ученикам при составлении диаманты самостоятельно подобрать вторую тему-антипод.
Примеры диамантов я нашёл на различных источников. Предлагаю использовать в диамантах изображения как напоминание ученику о предмете сравнения, противопоставления. Глядя на рисунок или фотографию, он вспомнит признаки, процессы, происходящие с предметом описания.
Спасибо, понравилась ДИАМАНТА)))
Спасибо. Попробую применить на информатике. Может получится?
Супер!!! Синквейны обожаю! Теперь ещё один «любимчик» в копилке!