Новая образовательная инициатива — открытие детских университетов охватила и нашу страну. Первый в России открылся в прошлом году при Волгоградском государственном университете. Совсем недавно детский университет открылся в Казани.
Сам факт создания таких учреждений, призванных познакомить детей с достижениями передовой науки, можно только приветствовать. Однако сравним уровень детских университетов в нашей стране и за рубежом.
По словам первооткрывателя двух российских детских университетов Валерия Летяева, «первый детский университет был открыт в 2002 году в городке Тюбинген в Германии».
Между тем, это не вся правда. Речь идет не просто о «городке в Германии», а об одном из старейших и лучших университетов этой страны, который дал миру десятки нобелевских лауреатов.
Выпускниками университета в Тюбингене были всемирно известные Г. Гегель, Г. Гейгер, А. Альцгеймер, И. Кеплер и многие другие выдающиеся учёные.
Другой детский университет успешно работает в Великобритании при классическом университете в Манчестере. И опять же, это не рядовой вуз, а всемирно известный университет, с которым связаны 25 лауреатов Нобелевской премии. То есть по количеству Нобелевских лауреатов он находится на третьем месте после Оксфорда и Кембриджа.
Напрашивается вывод о том, что такие детские университеты должны создаваться при лучших вузах Российской Федерации, которых, к сожалению, не так уж и много. Как известно, в мировой рейтинг вузов в число 300 лучших вошли лишь МГУ (112-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (251- е место).
Помимо участия лучших ученых, создание детских университетов в нашей стране должно подкрепляться солидной материальной базой. Необходимо самое современное информационно-технологическое обеспечение.
К примеру, детский университет в Манчестере имеет уникальный образовательный портал, на котором в большом количестве представлены интерактивные пособия, дидактические игры; обеспечивается онлайн-обучение по ключевым научным направлениям данного вуза.
Вот лишь несколько примеров. Дети, изучающие историю, в игровой форме учатся делать мумию и готовить фараона к захоронению.
Интерактивный модуль о жизни микроорганизмов.
Интерактивный модуль о планетах солнечной системы.
Модули и игры сопровождаются популярными очерками ведущих учёных университета.
Ресурсы представлены по девяти основным научным областям, в которых специализируется этот вуз.
Хорошо бы об этих сторонах детских университетов подумать нашим «первооткрывателям», прежде чем всерьёз приступать к очередной инновации.