Цифровые медиа как постоянное условие обучения

0f9b3c5c580f393e03b9a40d6f73b76a44

С тех пор, как стал выходить Дидактор, на его страницах неизменно возникал вопрос о пользе и вреде информационных технологий в образовании. Всё чаще мы убеждаемся в мысли, что информационно-коммуникационные технологии становятся ключевым образовательным навыком XXI века. Цифровое образование всё больше становится устойчивой потребностью современного общества.

какие проблемы появляются при внедрении цифровой педагогики?

Безусловно, не только современные исследователи, но и педагоги-практики определяют весьма серьёзные проблемы использования Интернета подростками. Здесь можно перечислить довольно много факторов:

  • переутомление;
  • недостаток сна из-за слишком длительного использования средств цифровой информации;
  • нефильтрованное получение информации;
  • киберзапугивание;
  • проблемы цифрового самовыражения …

Иногда кажется, что эти трудности являются непреодолимыми. Однако они могут быть легко устранены при должном подходе всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей.

Эта проблема не нова. Знаете ли вы, что в 19-20 веке вполне серьёзно обсуждалась проблема чрезмерного пристрастия детей к чтению?!

Обсуждались проблемы о предупреждении чрезмерного или неправильного чтения, которое пагубно может отразиться на детях. Известный русский и советский педагог Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943), убеждённая в том, что бесконтрольное чтение — зло, писала:

6a3c14ac5b3c69e5f388b611075a5a18

Возраст от 12 до 15 лет самый опасный в смысле успешного развития зла, причиняемого бесконтрольным чтением. Это возраст, когда дети, вообще любят читать, читают с наибольшим рвением; притом это тот переходный от детства к юношеству возраст, в котором все западающие в душу семена пускают особенно глубокие корни.

К этому времени ребёнок обыкновенно окончательно освобождается от контроля над его чтением семьи, к его услугам являются библиотеки, и он начинает чувствовать себя вполне на свободе. Как же он пользуется этой свободой? Запросы в этом отношении среднего ребенка уже определились. Они сводятся к тому, чтобы иметь чтение, дающее пищу его требующему все большего раздражения воображению, чтение, доставляющее те сладостные минуты волнения и ожидания, которые испытываешь, задавая себе вопросы: «Ах, что будет дальше? Чем-то все это кончится?»

Второй тезис Е.И. Тихеевой заключался в том, что ребёнок в любом произведении успешно пропускает все самое полезное.

Третий тезис: надо затруднить доступ ребёнка к книге.  Пусть читает он как можно меньше, но читает лишь то, в чём принимает участие его ум и суждение, что способствует расцвету всех его лучших сторон человеческого духа.

Неправда ли, что нечто подобное происходит и в наше время в отношении  цифровых технологий и Интернета?

И всё-таки мы должны помнить об одном важном отличии: Интернет работает по-другому!

В Интернете цель, по крайней мере, крупных платформ, состоит в том, чтобы люди как можно дольше оставались в сети и использовали её как можно более регулярно. Именно тогда прибыль увеличивается. Отсюда существует множество встроенных механизмов, призванных доставить пользователю максимальное удовлетворение: подтверждение симпатий в социальных сетях, наличие виртуальных сообществ, победа в онлайн-играх или предлагаемая безопасность. Многое из этого происходит бессознательно и часто не видно напрямую. Но в результате приводит к тому, что людей, как правило, соблазняют использовать Интернет в такой форме, которая не обязательно приносит им пользу. И это именно то, что делает использование цифровых медиа весьма сложным и небезопасным.

Именно тогда появляется вполне понятный путь как можно большей и строгой регламентации и ограничения использование цифровых медиа. А ещё лучше — самый кардинальный вариант: полный запрет использования Интернета в школе.

Вполне очевидно, что это неправильный путь.  Существует ряд способов  самостоятельного использования учащимися средств массовой цифровой информации. С другой стороны, имеется очень много людей, организаций и IT-компаний, которые выступают за открытый и «хороший» безопасный Интернет. Вполне очевидно, что Интернет в его нынешнем виде предлагает огромный потенциал для обучения, педагогического общения, дидактических игр, проектного творчества, создания профессиональных сетевых сообществ.

Вместо огульного запрета существует путь целенаправленного использования цифровой информационной среды. Но не огульного, а понимания, что и какие проблемы могут возникнуть при использовании цифровых медиа, находить образовательные, максимально выгодные возможности. В расширенной перспективе это означает: помочь учащимся сделать Интернет максимально полезным местом для обучения и воспитания. Именно такой подход и может стать основой цифровой педагогики.

Эта проблема весьма важна ещё и потому, что уже давно является не только проблемой обучения подростков, но и затрагивает отношения к интернет-пространству взрослых. В таких условиях педагоги часто оказываются в позиции обучающихся учителей, которые стараются использовать имеющуюся информационную среду во благо.

Основные компоненты изучения онлайн источников

Можно выделить четыре основных компонента, которые должен учитывать цифровой учитель.

1. Интерпретация

Это означает, что учащиеся изначально должны понимать, как они используют цифровые медиа. Именно тогда часто бессознательные действия становятся осознанными и, следовательно, редактируемыми.

То есть речь может идти о критическом осмыслении увиденного и прочитанного.

Есть несколько способов такого критического чтения:

А. Предварительные: 

Учащиеся делают «предварительные заметки» (пометки на полях) об использованных цифровых медиа. Важно приучить ученика: всякий раз, когда он планирует что-то к изучению, кратко наметить свои задачи и предмет изучения. Перейдя к следующему источнику, не забывать свои предыдущие заметки. После изучения ряда источников обязательно необходим рефлексивный обзор (Что я сделал и почему?). Важно совместить полученные заметки между собой и оценить их.  Без промежуточных заметок осознание не произошло так ясно.

Б. Рефлексивная тройка. Это весьма любопытный и полезный метод. Учащиеся собираются в группы из трёх человек: первый ученик достаёт свой смартфон или открывает ноутбук и делает то, что он обычно делал раньше: начинает изучать поставленную учебную проблему. Второй ученик наблюдает и периодически уточняет: Что ты сейчас делаешь? Почему открываешь Youtube? Что ты там нашёл? Что ты дальше будешь делать?… Третий ученик следит за диалогом своих товарищей. Кратко записывает происходящее. При таком методе бессознательные действия ученика могут стать более  осознанными и, следовательно, редактируемыми.

В этих методах обязательно следует отметить, что речь идет о размышлении, а не об оценке фактов и событий. Это может быть трудно для нас, как для педагогов, потому что наши собственные привычки использования средств массовой информации вероятно отличаются от ученических.

2. Процедуры

Использование цифровых медиа очень часто характеризуется привычками. Например, я проверяю свою почту утром, но просматриваю не всё подряд, а сначала отвечаю на письма, из входящей корреспонденции предпочитаю сначала взглянуть на что-то позитивное, которое мне пригодится в работе. Многие вещи вообще  не читаю, а удаляю или отправляю в спам. На самом деле нет единственного правильного способа использования мультимедиа, но есть полезные процедуры, которые можно настоятельно рекомендовать и которые в основном делают изучение цифровой информации постоянным и полезным.

А. Сделайте паузу. Всякий раз, когда появляется сообщение или ссылка на какую-то полезную информацию, лучше остановиться и задать себе вопрос: действительно ли мне необходимо заняться этим прямо сейчас? Какое отношение имеет это ко мне? Если ответ на этот вопрос не является очень убедительным, то лучше остановиться, выключить компьютер или отложить свой смартфон. Или продолжить чтение того,  что вас до этого заинтересовало.

Б. Сознательное планирование. Вы обратили внимание, что многие из нас используют любую появившуюся паузу для того, чтобы достать свой смартфон (или другое цифровое устройство) и начать, часто бесцельно, просматривать информацию. Если мы будем планировать своё погружение в цифровое пространство, то довольно быстро поймём, что есть ещё много других полезных дел.

В. Контекстная работа. Всякий раз, когда мы начинаем собирать информацию, сначала необходимо задаться вопросом, что имеется в сети об этом, прежде чем формулировать своё мнение по этому поводу. Не стоит торопиться с выводами и смотреть подряд все отзывы и чужие оценки, особенно в социальных сетях. Часто люди, особенно молодёжь, поддаются общим эмоциям, не вникая в суть. Намного продуктивнее использовать поисковую систему, чтобы сначала посмотреть, что в целом сообщается об этом в сети. Возможно вы найдёте какое-то новое, серьёзное аналитическое исследование, которое поможет вам сделать собственные самостоятельные выводы.

Многие процедуры довольно прочно укоренились в повседневной школьной жизни. В частности, плановое использование учениками смартфонов и других мобильных устройств на уроках и переменах. Можно разрешить ученику доступ к своему смартфону в любое время. Но договориться о том, чтобы он объяснил, что собираетесь с ним делать, а затем рассказать или показать, что в итоге нашёл. Эти мини-протоколы в основном предназначены для самих учащихся, чтобы помочь им в формировании самодисциплины.

3. Обучение

Мы можем прийти к постоянному и полезному использованию мультимедиа, если параллельно с этим будем формировать понимание у учеников того, как работает Интернет. Для этого, к счастью, не нужно изобретать всё заново. Учителя могут предложить определённый перечень проверенных онлайн ресурсов, ориентированных на подростков.

И, конечно же, обсудить с учениками, к примеру, такие темы:

  • Как информация распространяется в сети? 
  • Как распознать ложную информацию в сети? (Можно на примере событий на Украине).
  • Как работают фэйковые новости? 
  • Как объективно разобраться в новостях в Интернете? 
  • Можете ли вы распознать поддельные новости? 

выводы

original-2945966273

Безусловно, мы прекрасно понимаем, что никакие запреты не помогут. И та компания, которая проходит в школах о запретах по использованию смартфонов, лишь усугубляет проблему. Мы знаем сотни примеров, когда мобильные устройства используются на уроках продуктивно, целенаправленно. Всё зависит от учителя. Любое новшество может быть использовано как во благо, так и во вред. Но если мы устранимся от проблемы банальным запретом, то вряд ли это будет лучшим решением проблемы. Часто ссылаются на санитарные правила. Но, выйдя из класса, на переменах, за пределами школы ученики проводят за своими мобильниками многие часы. И гораздо полезнее будет помочь им, как разбираться в поиске полезной информации, как разумно использовать своё мобильное устройство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.