Что необходимо для эффективной обратной связи в обучении?

 

obrs

В Дидакторе не одна статья была посвящена обратной связи. Но это касалось в основном инструментария. Но инструменты сами по себе не решат ничего, если учитель не будет обладать хорошо продуманной стратегией обратной связи с учениками, с их родителями. Обратная связь информация, предоставляемая обучаемым, должна быть способствовать выполнению учащимся  целей обучения.

Она должна быть направлена ​​на повышение эффективности обучения учащихся.

Обратная связь перенаправляет или фокусирует образовательный процесс на совместные действия учителя и учащихся в достижения учебных целей и ориентирует на конкретный результат.

Обратная связь может длиться в течение всего процесса учебной деятельности. То есть она управляет обучением (или самообучением) ученика.

Обратная связь может быть устной, письменной или обеспечена с помощью цифровых технологий.

Менее эффективной является кратковременная обратная связь, выраженная в промежуточном или итоговом контроле знаний учащихся.

Обратная связь может исходить от учителя или от сверстников ученика. Во втором случае это может происходить  стихийно или организованно, как предлагаемая учителем форма обучения. Тогда один из учащихся (лидер группы) принимает на себя роль обучающего.

Насколько это эффективно?

Обратная связь, как правило, оказывает очень высокое воздействие на процесс обучения. Тем не менее, она может иметь и негативные последствия.

Многие учёные встревожены тем, что современныый процесс обучения слишком заформализован.

Все меньше «живого» общения учителя с учениками. Все чаще используются цифровые инструменты обратной связи, автоматизирующие процесс обучения.

Идея формирующего оценивания зачастую сводится к тотальному тестированию, выставлению оценок после каждой темы, а то и после каждого урока.

О.В. Олещук, автор статьи «Эффективная обратная связь в обучении» считает, что обратная связь должна обладать следующими свойствами:

  • взвешенностью,
  • конкретностью,
  • объективностью,
  • уместностью,
  • понятностью,
  • согласованностью,
  • сравнимостью,
  • содержательностью,
  • достаточностью,
  • структурированностью,
  • своевременностью.

В целом, научно обоснованные выводы, направленные на обеспечение обратной связи с учащимися, соединённые с мастерством обучения, показывают положительный результат во всех возрастных группах.

Как обеспечить эффективную обратную связь в обучении?

Прежде всего, не научные исследования и глубоко прописанные методические рекомендации, а непосредственно сам учитель должен  оценить положительные выгоды, целью которых является улучшение результатов обучения.

Не только убеждённость учителя, но и готовность учеников адекватно реагировать на такую форму обучения.

Учитель должен взвесить все «за» и «против» старта организуемой системы обратной связи.

Каковы затраты:

  • интеллектуальные,
  • физические,
  • материальные?

Как правило, эти затраты не являются высокими. Однако вводимая учителем система обратной связи потребует  от него последовательности, постоянного сопровождения, гибкого реагирования на результаты (положительные и отрицательные) такой формы обучения.

Перед тем, как реализовать эту стратегию в вашей среде обучения, необходимо учитывать следующее:

Обеспечение эффективной обратной связи является сложной задачей.

1.Обратная связь должно быть конкретной, четкой и ясной для учащихся.

К примеру, не просто оценить действия ученика словами «правильно» или «неправильно», а дать более подробные позитивные комментарии: «Это ты выполнил хорошо, потому что…».

2. Сравнить то, что ученик делает верно прямо сейчас с тем, что он какое-то время выполнял неправильно раньше:

«Я вижу, что ты выбрал такой способ решения. Действительно, это намного лучше, чем ты делал до сих пор».

3. Поощрять и поддерживать дальнейшие усилия учащихся.

Но делать это экономно, не назойливо. Необходимо дать конкретные указания о том, как улучшить, а не просто сообщить ученикам, когда и где они ошиблись.

4. Обратная связь должна обеспечиваться в решении сложных целей и  задач или целей.

Учитель не должен быть постоянным «надсмотрщиком».

И, конечно, очень важен тщательно подобранный, выверенный и хорошо изученный инструментарий.

Учитель не должен постоянно гнаться за новинками. То, что ему кажется на первый взгляд привлекательным, может иметь и определённые риски при введении системы обратной связи.

Ученики должны не только принять, но и освоиться, привыкнуть к вводимой системе обратной связи. Не стоит менять «правила игры» в течение учебного года. Лучше ввести необходимые коррективы на летних каникулах. А затем в начале учебного года детально ознакомить учащихся с изменениями.

Цифровые инструменты обратной связи, безусловно, облегчают работу учителю. Однако они должны гармонично вписываться в учебный процесс, не заменяя «живое общение» с учащимися.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.